Москва будущего: перспективы развития столицы глазами главного архитектора города

Москва будущего: перспективы развития столицы глазами главного архитектора города

Москва будущего: перспективы развития столицы глазами главного архитектора города Денис Гришкин/ АГН «Москва»
Перспективы развития столицы глазами главного архитектора города

В 2022 году исполняется 10 лет с момента назначения Сергея КУЗНЕЦОВА на пост главного архитектора Москвы. О том, как менялась за эти годы система управления архитектурными процессами в Москве, кто и как сейчас занимается градостроительным проектированием и формированием архитектурно-художественного облика города, «юбиляр» рассказал «Стройгазете».

Михаил Колобаев/ пресс-служба Стройкомплекса Москвы

«СГ»: Сергей Олегович, какие самые главные события десятилетия вы могли бы отметить?

Сергей Кузнецов: За это время в столице было построено огромное количество жилой и коммерческой недвижимости, а также инфраструктурных — инженерных, транспортных и социальных — объектов. Москва — активно развивающийся город, ввод новых станций метро, автомобильных дорог — это беспрецедентные цифры, которых ни в 1990-е, ни в советское время не было. Но самое главное — это качественный рост. Мне как архитектору важно считать интересные яркие проекты, а не просто квадратные метры. Когда в СССР строили океаны панельных домов, тоже были большие цифры, но это не делало город интереснее, красивее, комфортнее по тем меркам, по которым мы оцениваем сейчас. Плюсы, конечно, есть и у массовой архитектуры. Мы с 2015 года не строим панельные дома старых серий, а перешли на абсолютно новый стандарт. Это тоже очень важный показатель, как и ряд других вещей, которые не выражаются в квадратных метрах. Например, работа со стандартами вывесок, со стандартами летних кафе — это то, что делает город более комфортным и визуально более привлекательным, важная часть работы, безусловно, влияющая на восприятие городской среды.

«СГ»: После начала реновации и принятия закона о комплексном развитии территорий начался скачкообразный прирост объемов жилого строительства. Успевает ли инфраструктура за темпами жилой застройки?

С.К.: У нас рост жилой застройки никакой не скачкообразный. Как раз рекорды по вводу жилья, установленные в 1980-е годы, до сих пор не побиты. Количественных скачков нет, есть качественные: как я уже сказал, есть скачкообразный рост развития транспортной инфраструктуры, улично-дорожной сети, строятся Московское центральное кольцо (МЦК), центральные диаметры, Большая кольцевая линия (БКЛ). Сюда же можно добавить объекты спорта, культуры, то есть то, что делает город разнообразным и комфортным. Одно жилье его таким не делает. Идет реновация территорий промышленных зон. Развивается городская ткань: меняются улицы, площади, набережные, парки, в городе становится больше зелени. Это очень важно. Да, это развитие можно назвать скачкообразным. А строительство жилья идет теми темпами, которые продиктованы приростом населения.

Кстати, в Москве обеспеченность жилыми метрами на человека ниже, чем во многих регионах. Звучит странновато, но таковы реальные данные Росстата: если в стране на человека в среднем приходится 25 метров, то в Москве — 20. В столице прибывает население, и жилой фонд надо расширять, чтобы москвичи не ютились. Люди сюда едут, поэтому Москва вынуждена строить.

«СГ»: Будет ли транспортная система еще больше объединять Москву и Подмосковье?

С.К.: Сейчас есть станции, ушедшие далеко по территории Новой Москвы. Однако, если посмотреть на мировой опыт, обычно город и пригороды (в нашем случае — ближайшие города) соединяют пригородные поезда. Метрополитен обычно не тянется в пригород, это городской транспорт. Диаметры — это типичное пригородное сообщение, которое есть во всех развитых городах. Даже до Зеленограда тянуть метро через кусок области — задача сложная и очень дорогостоящая. Метро строится там, где высокая плотность населения, метро нужна загрузка, иначе это экономически неоправданно. А достичь нужной плотности на всем протяжении линии невозможно.

«СГ»: За последние годы было построено несколько очень красивых, значимых для города объектов. Ждать ли нам чего-то столь же интересного в ближайшее время?

С.К.: Мы открываем очень хорошие объекты каждый год. Сейчас открыли Дом культуры ГЭС-2, сразу же ставший абсолютным претендентом на все топовые мировые архитектурные премии. Вообще, в мировой практике проекты такого масштаба — редкость. Подавать с такой периодичностью новые объекты на мировые премии не каждый город в мире может. В этом году мы подадим меньше, чем в прошлом. Это нормально, потому что найти город, который мог бы похвастаться регулярным вводом объектов, ежегодно претендующих на премии, не так просто.

Михаил Колобаев/ пресс-служба Стройкомплекса Москвы

«СГ»: Какие еще объекты, помимо ГЭС-2, вы бы отметили как главный архитектор?

С.К.: Можем пройти по разделам. Начнем с объектов культуры. Сейчас идут работы по строительству музейного квартала Пушкинского музея, строится новое здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, идет реконструкция здания на Крымском Валу. Почти готово здание Музеев Кремля в Средних торговых рядах. В Коммунарке строится фондохранилище с экспозиционными помещениями для федеральных и региональных музеев.

Очень много интересных жилых проектов. Сама по себе реновация как проект — событие важное. В работе много прекрасных проектов общественных пространств — набережных, парков.

Новые станции метро очень хороши с точки зрения архитектуры. БКЛ — колоссальный, серьезнейший мегапроект. Только что открылись еще 10 станций — это событие исключительно важное.

Спортивных объектов уже очень много, их в таком количестве строить регулярно невозможно, да и не нужно. Хотя и здесь у нас планируются в Мневниковской пойме ледовая арена Татьяны Навки и академия Александра Овечкина.

Сейчас разрабатывается семь концепций мостов через реку — очень интересные неординарные проекты. Каждый из них — архитектурное событие.

Кампус Бауманского университета — отличный объект, градостроительно очень собранный, формирует не просто образовательный кампус университета, а именно качественный городской квартал. Кроме того, реставрация Северного речного вокзала, развитие территорий Южного речного порта, Большого Сити, объекты здравоохранения, образования — можно долго перечислять. И каждый год какой-то из проектов становится событием и претендует на призы и премии.

«СГ»: Москва традиционно лидирует в рейтинге «умных» городов. С вашей точки зрения, есть ли еще в чем столице ума поднабраться?

С.К.: Я считаю, что «ум» города — это его удобство. Это город, где люди минимально стоят в пробках, нет очередей на остановках общественного транспорта, нет страха в темное время суток ходить по своему району, где под рукой магазины, аптеки, парикмахерские и все, что делает нашу жизнь комфортнее и проще. Москва в этом плане уже находится на передовой, но есть стремление развиваться в этом направлении и дальше. Это и базовые идеи того же проекта реновации — не просто замена метров плохих на хорошие, а преобразование среды. Это идеи новых проектов — Большого Сити, Южного порта, Коммунарки — сформировать полноценную городскую среду. Но это не означает, что люди должны жить только в своем удобном районе, никогда его не покидая. У человека в современном городе очень много разных потребностей в разных его концах. Город должен быть удобным, связанным и проницаемым. Я считаю, базовые сервисы, просто удобные для жизни, конечно, должны быть рядом. Но стадион «Лужники», парк «Зарядье», Большой театр, Пушкинский музей не сделаешь в пешей доступности для всех. Город хорош тем, что всегда есть большой выбор. И наивно думать, что все, что нужно человеку, окажется рядом. Это немножко инфантильно.

«СГ»: Как идет городской проект по развитию набережных? Они станут только рекреационно-прогулочными, или у реки сохранится и транспортно-хозяйственная функция?

С.К.: Концепция возвращения Москвы-реки в городскую ткань, которую мы представили на конкурсе еще в 2014 году, сразу подразумевала транспортную составляющую. Это было прописано в техзадании. Но мы не могли запустить регулярный транспорт, когда берега были «необитаемы». Река была неким задним двором промышленных территорий. Сегодня ситуация меняется: огромное количество проектов строится на берегах. Это нормально — делать реку и водный фронт обитаемым. По-моему, в планах столичного департамента транспорта уже в следующем году запустить первые два маршрута регулярного водного транспорта. По реке будет ходить очень экологичный, бесшумный и интересный внешне «водный электробус». Думаю, в дальнейшем таких маршрутов будет больше.

«СГ»: Давайте немного поговорим о вашем творчестве. Вы же не только главный архитектор города, но и просто архитектор. Какие из объектов, созданных вами за последнее время, вам больше всего нравятся?

С.К.: Я как человек не очень скромный могу сказать, что мне нравится все, что реализовано или находится в процессе реализации. Если я что-то делаю, стараюсь это делать максимально хорошо, иначе теряется всякий смысл. Удачным был проект дворца художественной гимнастики в Лужниках, но это уже довольно старый проект. Сегодня я занимаюсь кампусом Бауманского университета как руководитель авторского коллектива. Уверен, получится классный объект. В Новосибирске по моему проекту строится аэропорт. Но вводиться эти проекты будут даже не в 2022 году, а может быть, через год.

Довольно регулярно проходят мои художественные выставки. Две последних — «Падает свет» в галерее «Триумф» в Москве, на которой было представлено 100 моих акварельных работ, и «12 касаний» в Петербурге — маленькая, но симпатичная выставка.

В этом году открылся проект «Русское идеальное» в Никола-Ленивце. Его много фотографируют, постят в соцсетях. В этом году я защитил диссертацию. Это тоже большая и важная работа, хотя не понятно, к чему ее отнести: она же не художественная и не архитектурная. Это научное исследование.

«СГ»: О чем она?

С.К.: О развитии Москвы. В ней изучается аспект городского управления, системы принятия решений и системы администрирования развития города. Я изучал, как строилась в разные периоды структура управления, кто конкретно в лицах влиял на управление городом. И сделал вывод, что в развитии прослеживается цикличность. В этой работе я предлагаю новую систематизацию периодов развития, выделив активные и пассивные фазы. Развитие Москвы многие пытались систематизировать, я предлагаю еще одну систему систематизации. Отдельно рассматривается роль Генплана как одного из регулирующих нормативных документов. В этой работе я раскрываю, что человеческий фактор намного важнее, чем фактор документа. То есть не важно, есть ли генплан, важнее, энергичный ли руководитель города, и есть ли у него главный архитектор-единомышленник. Это очень глубокая тема и большая работа. Надеюсь, когда-нибудь и до докторской доберусь



Теги: