Ирек Энварович, каковы предварительные результаты работы стройотрасли в 2022 году?
В уходящем году мы старались не только сохранить результаты 2021-го, но и превзойти их, несмотря на то, что у министерства появились новые направления работы и все мы работаем в новых условиях. Уже по предварительным итогам года мы понимаем, что результаты по вводу жилья превзойдут результаты прошлого года.
Также нами активно велась работа по развитию инфраструктуры. Например, в рамках инфраструктурных бюджетных кредитов распределили средства для 83 субъектов РФ в размере 1 трлн рублей на реализацию 930 объектов или мероприятий, которые планируется завершить до 2025 года. Работа по сокращению инвестиционно-строительного цикла стала особенно актуальной в текущих условиях — в этом году был сокращен перечень обязательных требований стандартов и сводов правил с 3 200 до 380, упрощены процедуры проведения экспертизы проектной документации, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги.
По объективным причинам количество ипотечных, в том числе льготных, кредитов сократилось, и после скачков ипотечной ставки в марте-апреле до 12% по поручению президента России ставка по льготной ипотеке была снижена до 7%. И сейчас, на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам Владимир Путин предложил продлить ее действие до 1 июля 2024 года, ставка по ней составит 8%; для обеспечения адресного подхода расширен доступ к семейной ипотеке. Сегодня это оптимальная форма поддержки людей в их желании улучшить свои жилищные условия.
В 2022 году продолжалась работа по благоустройству городов и созданию для этого больших возможностей. В августе на Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды были определены 160 победителей. Потенциал у конкурса огромный — уже сейчас участниками могут стать 1 058 городов, 45 исторических поселений федерального и 75 исторических поселений регионального значения — это 94,7% всех городов страны с общей численностью населения 38,3 млн человек. На днях были подведены итоги дополнительного конкурса, благодаря чему еще 80 российских городов в 2023 году получат средства для реализации проектов создания комфортной городской среды. Это стало прекрасным завершением года, у регионов будет возможность улучшить свои города, сделать их более комфортными и привлекательными для жителей.
За счет чего удалось добиться положительных итогов даже в условиях новой экономической реальности?
Эти результаты связаны в первую очередь с той активной работой, которая велась нами совместно с правительством РФ, Госдумой, Советом Федерации, регионами, общественными институтами. Отмечу, что многие эксперты считали, что этот год не будет таким эффективным, каким он в итоге стал. Поспособствовало этому то, что оперативно разрабатывались и не менее оперативно вводились антикризисные меры, необходимые для поддержки отрасли в текущей обстановке; только в этом направлении было принято четыре ключевых федеральных закона и 38 постановлений. Большинство мер показало свою эффективность, так что их действие будет продлено и в наступающем 2023 году. Консолидация усилий позволила оперативно находить необходимые для отрасли решения.
Какие основные вызовы стоят перед стройотраслью в это непростое время?
Для многих период кризиса — это время новых возможностей. Именно в таких условиях развиваются в том числе локальные производства, формируются актуальные меры поддержки экономики, бизнеса и граждан, разрабатываются новые строительные материалы, а для производителей компонентов появляются стимулы для налаживания их изготовления в России. Например, создаются необходимые условия для выпуска лифтового оборудования на отечественных заводах. Для российской строительной отрасли в сложившихся условиях крайне важно восстановление и обеспечение качественного сервисного обслуживания на уровне международных стандартов, потому что в данном случае лифт — связующее звено любого здания, важный элемент жилищного и промышленного строительства. Благодаря функционированию этих заводов замена лифтов ведется в плановом режиме.
При этом отрасль не только ищет возможности для импортозамещения ресурсов, но и продолжает развиваться с точки зрения внедрения инновационных решений. Например, ученые МГСУ недавно получили патент на новый вид бетона, который можно использовать для изготовления стройконструкций и применять в монолитном строительстве для объектов гражданского, промышленного и транспортного назначения. Это изобретение позволяет значительно уменьшить расход портландцемента на единицу прочности, существенно снизить вес изделий и, соответственно, массу всего сооружения при одновременном сохранении прочности.
В целом анализ текущей ситуации на рынке стройматериалов показал, что достижение минимального уровня зависимости отрасли от импорта из недружественных стран — вполне реализуемая задача на фоне других отраслей. Глава государства неоднократно ставил эту задачу перед всеми отраслями экономики. Сейчас крайне важно обеспечить инновационное развитие стройкомплекса, гарантировать технологический суверенитет, интегрировать научные разработки в стройку и коммунальное хозяйство. На днях был создан консорциум по выработке технической и инновационной политики в области строительства. Сегодня необходимо объединять представителей федеральных органов исполнительной власти, подведомственные им учреждения, государственные корпорации, национальные ассоциации, профильные технические комитеты по стандартизации, ведущие научные институты. С помощью цифровых механизмов упростить и сделать более открытыми процедуры планирования, взаимодействия и внедрения результатов исследований. Важно реализовать новый подход к учету потребностей отрасли и внедрению инноваций, чтобы реагировать на каждый внутренний и внешний вызов.
Можно ли сказать, что в определенном смысле нынешняя ситуация сплотила отрасль и всех игроков?
Конечно, без сплоченности и постоянного взаимодействия всех участников строительного процесса в выработке мер поддержки мы не добились бы таких результатов. В ежедневном режиме на протяжении всего года велась работа с кабмином и регионами. В штабном режиме рассматривали острые вопросы и принимали соответствующие меры поддержки, что называется, держали руку на пульсе. Принято считать, что стройка является одним из флагманов развития экономики и во многом влияет на процветание других сфер, поэтому мы находились и находимся в постоянном диалоге и поиске совместных актуальных решений со всеми заинтересованными органами власти, представителями профессионального сообщества и общественных организаций. В этом вопросе Минстрой России как регулятор, как штаб отрасли очень оперативно реагировал на все изменения — и благодаря такой совместной работе вся отрасль получила соответствующий эффект. Мы будем и дальше прикладывать все возможные усилия к тому, чтобы повышать этот эффект.
Какие меры планируется принять по стимулированию применения новых технологий и продуктов?
Их разработка и внедрение — задача, которую Минстрой России решает на постоянной основе. Вся отрасль заинтересована в создании инновационных технологий и продуктов. Сегодня сами обстоятельства диктуют эту потребность и формируют условия для запуска новых производств. Например, уже запущен инструмент промышленной ипотеки. На покупку объектов под производство можно взять льготный кредит до 500 млн рублей по ставке 3% или 5% на срок до семи лет. Президент предложил распространить ее не только на приобретение производственных площадей, но и на их строительство или модернизацию.
Помимо этого, остается актуальной задача повышения цифровой зрелости отрасли, создания удобных электронных сервисов и формирования цифровой вертикали — это важнейшие направления развития на будущие годы. В этом смысле основные задачи, которые сегодня ставит перед собой наше министерство — формирование единых стандартизированных подходов, а также интеграция программных продуктов с уже существующими информационными системами.
В рамках усиления вектора импортозамещения Минстрой совместно с Минцифры России координирует развитие отечественных IT-решений, которые смогут перекрыть запросы строителей с учетом ухода зарубежных компаний. Сформирован цифровой ландшафт стройотрасли, который сможет обеспечить доступность информации на протяжении всего жизненного цикла объектов.
Вместе с широким кругом заинтересованных организаций и ведомств мы активно прорабатываем изменения текущей нормативной базы для создания оптимальных условий для расширения применения технологий информационного моделирования (ТИМ) в строительстве. С учетом реализации мероприятий цифровой трансформации охват стройки решениями в сфере ТИМ при соответствующей поддержке регионов составит порядка 20%. Расширение нормативной базы обеспечит охват до 50% к 2025 году.
Ирек Энварович, что можно пожелать строителям в новом году?
Во-первых, хотел бы поблагодарить всех коллег за добросовестный труд, неоценимый вклад и профессионализм, привнесенный в 2022 году в работу нашей отрасли. Уверен, что вместе мы и дальше будем успешно справляться с глобальными задачами, стоящими перед нами, и задачами, которые ставят президент и правительство. От всей души желаю всем жителям нашей страны в новом году счастья, успехов и благополучия. Пусть грядущий 2023 год станет для вас временем новых жизненных побед!
Ирек ФАЙЗУЛЛИН, министр строительства и ЖКХ РФ:
«В этом году мы старались не только сохранить результаты прошлого года, но и превзойти их, несмотря на то, что у министерства появились новые направления работы и все мы работаем в новых условиях»
Номер публикации: №50 30.12.2022