«СГ»: Елена Владимировна, как продвигается реализация федерального проекта «Чистая вода»? Удастся ли к 2024 году достичь целевого показателя и обеспечить качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения 91% населения?
Елена Довлатова: Результаты реализации федерального проекта «Чистая вода» в 2021 году можно с уверенностью назвать положительными: мы достигли установленных на год плановых значений в 86,6% по доле обеспеченности россиян качественной водой из систем централизованного водоснабжения. Если говорить о городском населении, то здесь цифры еще лучше — 93,6% при плановом значении 93,7%. Это очень хорошие показатели. В 2021 году было введено в эксплуатацию 118 объектов водоснабжения, и на текущий момент все они функционируют в штатном режиме. Безусловно, в этом направлении необходимо прибавлять, так как в планах было сдать 259 объектов, но этому помешал ряд объективных причин, по итогам которых были сделаны выводы. И, надеемся, в следующем отчетном периоде (в 2022 году) подобная ситуация не повторится.
Стоит отметить, что помимо развития водоснабжения ведется активная работа по модернизации систем водоотведения (канализации). В рамках федерального проекта «Оздоровление Волги» в 2021 году введен в эксплуатацию 21 объект из 21 запланированного (речь идет о модернизации действующих и строительстве новых очистных сооружений). Главный эффект от реализованных мероприятий — снижение к концу года объема сбросов неочищенных сточных вод в Волгу на 17%.
В 2021 году РАВВ в рамках плотного взаимодействия с Минстроем России также вела работу над Стратегией развития строительства и жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года. В итоге в документе нашли отражение важнейшие инициативы и предложения в части водоснабжения и водоотведения:
— разработка и реализация отдельной программы по модернизации очистных сооружений;
— расширение федерального проекта «Оздоровление Волги» до охвата всего бассейна реки, корректировка целевого показателя, предусматривающего полное сокращение ненормативно-очищенного сброса сточных вод по 16 участвующим в реализации проекта субъектам РФ;
— разработка и реализация программных мероприятий по снижению объема сброса загрязненных сточных вод, снижению антропогенной нагрузки на ключевые водные объекты и рациональному использованию водных ресурсов (реки Дон, Урал, Иртыш, Терек);
— разработка и реализация программных мероприятий, направленных на оздоровление акватории Черного моря в прибрежной зоне;
— обеспечение сохранности источников питьевого водоснабжения и экологической безопасности водных ресурсов.
Данные мероприятия находятся в разной степени проработанности и готовности, но самое главное — они позволят значительно сократить сбросы неочищенных сточных вод в ключевые водные объекты, являющиеся источниками питьевого водоснабжения населения. Совместная работа с Минстроем России также ведется в рамках оценки проектируемых и строящихся систем ВиВ на соответствие показателям наилучших доступных технологий. В 2021 году рабочей группой рассмотрены 23 комплекта проектной документации очистных сооружений и одно техническое задание на проектирование.
Помимо этого, Минстроем России совместно с РАВВ, Фондом содействия реформированию ЖКХ и ФАУ «РосКапСтрой» был подготовлен справочник типовых технологических решений очистки сточных вод, позволяющий разрабатывать корректные технические задания на проектирование канализационных очистных сооружений, анализировать действующие, проектируемые и строящиеся сооружения на предмет соответствия оптимальным техническим и технологическим решениям. Сейчас идет работа по автоматизации этого справочника и его интеграции в АИС «Реформа ЖКХ» с целью упрощения для органов муниципального самоуправления процесса составления технических заданий на проектирование очистных сооружений.
«СГ»: Год назад вступили в силу новые, более жесткие требования к качеству питьевой воды. Удалось ли водоканалам наладить контроль показателей воды в соответствии с новыми требованиями (например, на органический углерод)? И нужен ли в сложившихся условиях новый стандарт качества питьевой воды?
Е.Д.: Действительно, новые требования к качеству питьевой воды по ряду показателей отличаются от ранее действовавших. Прежде всего это касается остаточного содержания в питьевой воде алюминия, хлороформа, железа, а также введения новых показателей микробиологического контроля и, к примеру, требование по нормированию общего органического углерода.
Если говорить про вопросы ужесточения ряда показателей, то предлагаемые в новых гигиенических документах требования ранее существовали, но относились прежде всего к качеству воды водных источников, сейчас же требования по алюминию и, например, хлороформу и фенолам отнесли к воде после водоподготовки. Конечно, в этой связи ряду водоканалов очень непросто: вода, которую они традиционно подавали потребителям, разом сделалась несоответствующей требованиям. Ресурсоснабжающим организациям потребовалось срочно сформировать планы повышения качества питьевой воды и, как следствие, пересмотреть технологические регламенты водоподготовки. Это небыстрый и иногда болезненный процесс, связанный с недофинансированием отрасли водоснабжения.
Основные проблемы в области аккредитаций испытательных лабораторий связаны с отсутствием соответствующих показателей. Необходимо расширение области аккредитации, но по ряду вновь введенных показателей соответствующих методик просто не было, они начали появляться только в самом конце 2021 года и до сих пор не все аттестованы. Мы полагаем, что введение новых требований было в целом необходимым, но механизм введения некорректный — следовало дать переходный период, чтобы все предприятия спокойно привели подаваемую воду в соответствие с новыми требованиями. В сложившихся условиях нет никакой необходимости в некоем новом стандарте качества воды.
«СГ»: В прошлом году антимонопольное ведомство поддержало предложение РАВВ по использованию средств водоканалов, получаемых в виде оплаты штрафов за предоставление некачественной питьевой воды, для компенсации их затрат по модернизации объектов водоподготовки. Как может работать такой механизм?
Е.Д.: Сам по себе механизм окрашивания денежных потоков весьма целесообразен и нужен. Мы полагаем, что штрафы могут быть направлены на мероприятия по модернизации объектов водоподготовки, как в целом сделано в природоохранной области. Однако проблема иногда в другом — вот приняли решение о возможности смягчения требований к поясам санитарной охраны водных источников. Это неизбежно ударит по водоканалам, так как коммерческая застройка второго пояса зоны санитарной охраны — это ухудшение качества поверхностного стока в водный источник (для поверхностных источников) или изменение характера тока грунтовых вод (для подземных), что неизбежно повлияет на процессы водоподготовки и, к сожалению, сделает их дороже.
«СГ»: Шесть регионов уже перешли на типовые электронные формы экспертных заключений при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Как в РАВВ оценивают это нововведение? В каком направлении необходимо совершенствовать тарифную политику, чтобы у компаний ВиВ оставалось больше средств на развитие?
Е.Д.: Цифровизация процессов утверждения тарифов — позитивное направление. Сложившаяся тарифная политика не позволяет обеспечить устойчивое развитие отрасли водоснабжения и водоотведения. Жесткое регулирование роста стоимости коммунальных услуг в ущерб реализации программ по повышению качества услуг водопроводно-канализационного хозяйства перекладывает инвестиционные задачи на бюджетную систему и ставит под вопрос возможность содержания, своевременного ремонта инфраструктуры. Развитие тарифной политики должно вывести инвестиционную составляющую тарифа из предельного индекса и пересмотреть сложившуюся ситуацию, когда коммерческие компании покупают воду по тарифам для населения (ниже себестоимости), а установленные тарифы не позволяют проводить плановые ремонты, создавать конкурентоспособные рабочие места и т.д.
«СГ»: Учтены ли предложения РАВВ при разработке проекта новой Стратегии развития стройотрасли и ЖКХ до 2030 года?
Е.Д.: В Стратегии заложен принципиальный вектор на строительство и модернизацию очистных сооружений, комплексные программы по оздоровлению важнейших водных объектов. Это является наиболее важным достижением данного документа.
При этом тарифная, инвестиционная государственная политика прописана противоречиво и фрагментарно, пути достижения амбициозных показателей качества обеспечения населения питьевой водой и очистки сточных вод отсутствуют, хотя очевидно, что без коренного пересмотра инвестиционной государственной политики достичь заявленных целей не удастся.
Также Стратегия повторяет ошибки предыдущих документов, подменяя цели развития техническими показателями: повышение качества и надежности инфраструктуры подменяется темпом перекладки сетей; выстраивание сбалансированной финансово-экономической политики — долей привлеченных заемных средств.
«СГ»: Кроме РВК, в России, пожалуй, нет крупных холдингов, занимающихся развитием систем ВиВ в регионах именно через концессионные механизмы. Имеет ли смысл идти по пути создания таких специализированных отраслевых концессионеров — общенациональных лидеров или предпочтительнее, чтобы концессии развивал крупный и средний бизнес из разных сфер экономики?
Е.Д.: Дело в том, что количество и размеры централизованных систем ВиВ в нашей стране сильно отличаются, поэтому эксплуатация их несколькими крупными холдингами практически невозможна. К тому же не надо забывать, что крупные холдинги заинтересованы в основном в эксплуатации объектов в больших агломерациях: там есть экономика должного масштаба и хоть какая-то окупаемость, а в малых городах и населенных пунктах, к сожалению, нет и этого. Как раз об этом не так давно говорил вице-премьер Марат Хуснуллин: в миллионниках управлять водоканалом хотят все, в райцентре — никто, поэтому необходимо пересматривать концессионные подходы. Но в любом случае мы как отрасль, конечно, рады приходу больших инфраструктурных инвесторов из разных сфер экономики, готовы с ними работать, собирать масштабные межмуниципальные проекты.
«СГ»: В последние годы многие модернизационные проекты в коммунальном секторе реализовывались при поддержке средств Фонда ЖКХ, но складывается впечатление, что с водоканалами Фонд работал не слишком активно. Если это так, то как увеличить число проектов в ВиВ при поддержке теперь уже Фонда развития территорий?
Е.Д.: Не соглашусь с этим. Фонд содействия реформированию ЖКХ активно работает во всех коммунальных отраслях не только по своим программам модернизации инфраструктуры, но и в рамках федеральных проектов «Чистая вода» и «Оздоровление Волги». Совместными с Фондом усилиями сделано многое, там собрана действительно профессиональная, эффективно работающая команда. На сегодняшний день Фонд остается самым мощным инструментом по софинансированию проектов для водопроводно-канализационного хозяйства. И мы надеемся, что 150 миллиардов из ФНБ окажутся не последними средствами, которые будут в их распоряжении.
«СГ»: При выделении средств из Фонда национального благосостояния предполагается использовать различные финансовые инструменты (облигации, займы и т. п.). Какие из них могут быть наиболее работоспособными в сфере ВиВ?
Е.Д.: Средства из ФНБ будут выделяться только через договоры займа или покупку облигаций. Можно предположить, что договоры займа будут использоваться чаще, а облигации — из-за более сложной процедуры оформления — реже. «СГ»: Позвольте поздравить вас с 8 Марта и задать немного личный вопрос. Несмотря на огромную занятость, вы всегда энергичны и прекрасно выглядите. Что помогает выдерживать нагрузки и на какие увлечения и хобби остается время? Е.Д.: Помогают любовь к своему делу, профессиональная команда, с которой можно реализовывать самые фантастические проекты и задачи, и, конечно же, семья. Это три основных фактора, воодушевляющих меня на новые свершения. Свободного времени, к сожалению, совсем нет, а если появляется, то главным хобби и увлечением становится семья.
Елена Довлатова, исполнительный директор РАВВ:
«В Стратегии развития стройотрасли и ЖКХ заложены мероприятия по модернизации, реконструкции, новому строительству объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе с ускоренным обновлением сетевого хозяйства. Все они позволят к 2030 году увеличить долю населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой, до 99%»
Номер публикации: №08 04.03.2022