Есть такая отрасль! Артем Кондратьев о том, как демонтажные компании укрепляют профессиональные ряды

Есть такая отрасль! Артем Кондратьев о том, как демонтажные компании укрепляют профессиональные ряды

Есть такая отрасль! Артем Кондратьев о том, как демонтажные компании укрепляют профессиональные ряды Shutterstock/FOTODOM
Сфера демонтажа долго находилась на периферии внимания органов власти и не выделялась из общего пула строительных направлений, однако возросшие требования к сносу и утилизации отходов, а также быстрый технологический прогресс и применение новых методов разрушения конструкций способствовали появлению на российском рынке компаний-лидеров, работающих по лучшим мировым стандартам. Сегодня их интересы представляет Национальная Ассоциация Демонтажных Организаций (НАДО). В интервью «Стройгазете» ее управляющий Артем КОНДРАТЬЕВ рассказал о текущем состоянии демонтажной индустрии, ее основных проблемах и поделился планами по их решению.

Артем КОНДРАТЬЕВ.jpg

Артем Александрович, НАДО была создана более трех лет назад. Что удалось сделать за это время? Какие направления деятельности ассоциации сейчас являются приоритетными?

Цель создания НАДО заключалась в том, чтобы организовать коммуникацию между профессионалами рынка сноса зданий и сооружений и переработки отходов. Нам надо было достичь понимания на каждый календарный год основных задач, которые стоят перед нашим профессиональным сообществом и которые надо решить для достижения наших общих стратегических целей. В ходе своей работы мы прежде всего стремились наладить прямой контакт и взаимопонимание между ассоциацией и ее членами, а также тесное взаимодействие с профильными органами государственной власти. Также мы формировали партнерские отношения с производителями и поставщиками спецтехники и оборудования для производства демонтажных работ и переработки отходов. И можно сказать, что все эти задачи были успешно решены.

Но хочу выделить один пункт, который, безусловно, наиболее важен и который можно смело поставить на первое место по приоритетности. Могу ответственно заявить, что за эти годы мы смогли добиться выделения отрасли демонтажа в отдельную индустрию, независимую от строительства в целом. Ведь раньше в обывательском — да и не только — представлении снос и демонтаж представлялись в виде картинки, когда некие люди бьют ковшом по дому, после чего он падает и они уезжают. На самом же деле круг вопросов, которыми занимаются специализирующиеся на демонтажных работах компании, намного шире. Например, существуют объекты культурного наследия, где имеется своя специфика демонтажных работ, существуют охраняемые сети и коммуникации или, например, объекты метрополитена, где при работах необходимо соблюдать режим отсутствия вибраций, затрагивающих внешние конструкции зданий и сооружений, и демонтировать точечно, сохраняя внешнюю оболочку, для чего применяется роботизированная техника без оператора. Сходными методами производятся работы и на ветхих строениях, где есть риск обрушения и где также применяется техника, работающая без оператора и управляемая с пункта управления. В нашей отрасли нередко используются и алмазные технологии резки, сверления или бурения, когда при работе с тем же бетоном буквально «выгрызается» внутренний объем и оставляются находящиеся вокруг него конструкции, — это практически ювелирный демонтаж.

Отмечу, что основной пул заказчиков, для которых мы производим работы, — это наши крупные инфраструктурные и промышленные компании и холдинги. Им заниматься микроменеджментом невыгодно и нерационально. Поэтому, когда речь заходит о демонтаже, всегда можно говорить о присутствии нескольких составляющих. Во-первых, это этап изысканий и проектирования, включая определение видов отходов и классов их опасности, а также технологий по их утилизации. Во-вторых, сам демонтаж и снос. Далее — подготовка и обработка отходов сноса, то есть отделение на этапе демонтажа одних видов конструкций и элементов от других, так как если демонтировать все подряд, то потом на полигоне обработать отходы не представляется возможным. Затем с большой вероятностью следуют работы по рекультивации.

Таким образом, мы видим целый спектр задач. И для крупного заказчика интересна только такая демонтажная компания, которая способна выполнять их все, то есть исполнять роль генподрядчика. Это подчеркивает тот факт, что демонтаж — это самостоятельная индустрия, отдельная от строительной отрасли, которая регулируется своими документами и для работы в которой необходимо иметь спецтехнику и квалифицированный персонал.

Какова структура и численность ассоциации? Стремитесь ли вы увеличить количество своих членов и расширить «географию присутствия»?

На сегодняшний день в составе НАДО нет компаний, занимающихся смежными с демонтажем видами деятельности. Нашими членами являются только организации, занимающиеся сносом зданий и переработкой отходов на профессиональной основе; всего таких компаний 30. Также в состав ассоциации в качестве партнеров входит несколько компаний-поставщиков техники и оборудования. Члены НАДО представляют такие города, как Воронеж, Екатеринбург, Краснодар, Липецк, Магнитогорск, Москва, Новосибирск, Ростов, Самара, Санкт-Петербург, Томск, Тула, Челябинск и другие.

В каком состоянии сейчас находится рынок демонтажа и растут ли объемы выполняемых на нем работ?

Мы, конечно, формируем мнение и оценки состояния рынка на основе опросов членов ассоциации в течение каждого календарного года и по его окончании. И я лично достаточно плотно общаюсь с участниками рынка и нашими смежниками. Пока что у меня нет информации о каком-либо снижении числа заказов. Что касается прогнозов на будущее, то я бы от них воздержался: в нынешних условиях все они будут ненадежны. И, к сожалению, оценка объемов рынка в денежном выражении весьма затруднительна, есть только общие предположения на этот счет. Дело в том, что цифры оборота профессиональных компаний не вполне отражают объемы рынка демонтажа в целом, так как большую часть деятельности на нем выполняют строительные организации. Прежде всего, тут речь о таких работах, которые по виду деятельности относятся к демонтажу, но не требуют специализированной демонтажной техники, например, снос и разборка малоэтажных строений. Конечно, такие работы, как демонтаж, тоже надо учитывать, но они зачастую даже не отображаются в информационном поле, так как их заказчиками являются частные организации.

Нужна ли сегодня демонтажным компаниям помощь государства? Принятие каких профильных законов и нормативных актов, с вашей точки зрения, является приоритетным?

В нашей стране реализуется федеральный проект «Экономика замкнутого цикла», в рамках которого действует отраслевая программа Минстроя России по вовлечению отходов производства во вторичное использование, рассчитанная до 2030 года. Представители НАДО входят в состав межведомственной рабочей группы Минприроды РФ, занимавшейся разработкой этой программы, в практическом исполнении которой мы сейчас активно участвуем. В этой программе как раз таки и определены нормативно-правовые акты, которые будут актуализироваться и приниматься в ближайшее время. Из них главным для нашей отрасли является закон о порядке обращения отходов строительства и сноса. Я считаю, что тема правильного обращения с отходами и вовлечения их в экономику в настоящее время является ключевой для России, так как это способствует снижению негативного воздействия на окружающую среду за счет перенаправления на переработку потоков отходов, которые раньше ехали на полигоны, и увеличивает лимиты полигонов по приему тех отходов, которые переработать невозможно.

НАДО не является членом Европейской демонтажной ассоциации (EDA) и Европейского института очистки от загрязнений (EDI). Удается ли в настоящее время развивать сотрудничество с международными структурами?

Сегодня такая коммуникация носит больше персональный характер. Например, недавно мы получили информацию от крупнейшей в Европе немецкой демонтажной ассоциации о ее программах по подготовке и повышению квалификации кадров для демонтажной отрасли. И это ценно, ведь тема обучения кадров является приоритетной для НАДО на 2023-й и как минимум на несколько последующих лет именно в разрезе формирования программ повышения квалификации. В связи с ее актуальностью в этом году при Университете Минстроя России был создан Институт демонтажа, переработки отходов и очистки от загрязнений. Его возглавляет наша ассоциация, в этом институте сегодня разрабатываются программы повышения квалификации специалистов для демонтажа.

Зависит ли деятельность наших демонтажных компаний от поставок импортной техники и комплектующих? Если да, то как удается решать эти проблемы в условиях санкций?

Безусловно, эти проблемы имеют место. Как подтверждает статистика Ассоциации европейского бизнеса (AEB), в тот период времени, когда санкции распространились на поставки строительно-дорожной техники, свыше 90% ее было иностранного производства. Но если тогда на стройках мы могли видеть экскаваторы Komatsu, Caterpillar, Hitachi, Hyundai, Volvo и так далее, то теперь им на смену приходят экскаваторы SANY, LiuGong, LGCE и других активно заходящих на наш рынок китайских марок. Как известно, для демонтажа используется спецтехника, например, экскаваторы-разрушители с длинной стрелой и защищенной кабиной. Пока сложно сказать, насколько успешно китайская спецтехника заменит европейскую, но вектор на такую замену уже есть.

Если же говорить о запчастях и навесном оборудовании, то компании, занимающиеся их поставками, пока что находят решения в этом вопросе. Но делать это им все сложнее: когда становится видно, что через какую-то дверь активно идет параллельный импорт, ее начинают закрывать. Так произошло, например, с Казахстаном, когда его заставили выгружать базы данных по потокам экспорта в электронном виде. Поэтому если сначала эта страна была одним из ключевых хабов для параллельного импорта, то сейчас это уже не так.

А наши производители стремятся увеличить поставки для отрасли?

Такие попытки есть только в сегменте навесного оборудования. Речь идет о грейферных захватах, ковшах, а также о гидромолотах. Но в целом особой надобности в этом нет, так как то, что раньше покупали напрямую, можно привозить через Китай — и это быстрее и проще, чем инвестировать в производство технологической продукции.

В Подмосковье 2-3 июня пройдет первое в стране мероприятие по демонстрации работы спецтехники и оборудования для производства демонтажа и рециклинга отходов строительства и сноса — Demolition Day (День демонтажника). В чем смысл этого события? Есть ли необходимость в том, чтобы он стал профессиональным праздником демонтажников и обрел соответствующий официальный статус?

Основная задача проведения Дня демонтажника — показать максимально широкому кругу людей перспективы нашей отрасли, продемонстрировать профессионалам и потенциальным будущим специалистам, насколько она интересна и зрелищна. Безусловно, наблюдать, как разрушаются и затем в один момент падают большие здания, — это очень завораживающе. Во всяком случае, гораздо увлекательнее затянутого по времени процесса строительства.

На это мероприятие мы пригласили большое количество студентов профильных образовательных учреждений, которые примут непосредственное участие во всех событиях. Мы надеемся, что в скором времени они станут теми специалистами, которые будут работать на представленном оборудовании в качестве операторов, механизаторов и техников.

Кстати, в мире празднуется День демонтажника, но это происходит осенью, когда традиционно проводится Международный Демонтажный Форум. И так совпало, что наше мероприятие называется так же. Но это будет не академическое событие в помещении, мы его проведем совершенно в другом формате — на свежем воздухе будет расставлена спецтехника, каждый с ней сможет ознакомиться, увидеть, как она работает. Для нас это важное событие. В нашей отрасли существует кадровый голод. Люди, работающие непосредственно на технике, сегодня буквально на вес золота. При работе на экскаваторе-разрушителе со специальным навесным оборудованием имеется своя специфика, однако этому нигде не учат, так что пока компании пытаются наладить подобное обучение самостоятельно. Но остро вопрос стоит не только с экскаваторщиками, но и с уровнем квалификации всех кадров, работающих в демонтажных компаниях. И студенты, которые к нам придут, смогут пообщаться с представителями подрядных организаций, механизаторами таких компаний, увидеть, кем они могут стать в будущем, обсудить реальные условия труда, узнать, какие в нашей отрасли зарплаты. Откровенно говоря, оплата труда механизатора, специализирующегося на демонтаже, во многих компаниях заметно выше, чем механизаторов, работающих обычным ковшом на стройке или на благоустройстве территории.

А вообще нам, конечно, хотелось бы, чтобы у нас в стране был официально учрежден профессиональный праздник с таким названием, ведь любому человеку, работающему в той или иной сфере, важно ощущать значимость своего труда. Поэтому наличие в календаре Дня демонтажника, а также поддержка со стороны Минэкологии и Минстроя — это очень важно, поскольку позволяет показать молодежи, что есть такая отрасль, что работа в ней важна и перспективна.