Заряжай и доверяй: электромобильный бум у порога?

Заряжай и доверяй: электромобильный бум у порога?

Заряжай и доверяй: электромобильный бум у порога? АГН «Москва»

Денис БОЙКОВ, директор по стратегии STEPCity:

Денис Бойков.gif

Электрозарядные станции (ЭЗС) для автомобилей перестают быть нишевой услугой и становятся частью обязательной городской инфраструктуры. Однако ее развитие требует внимательного государственного регулирования и адекватных практических шагов. Ведущие игроки рынка последовательно внедряют в своих проектах современные технические решения, примеры чему можно найти во многих крупных городах.

Дисбаланс спроса и предложения

По данным «Автостата», по состоянию на 1 июля 2025 года парк электромобилей (BEV) и подключаемых гибридов (PHEV) в России составлял 138 500 единиц — порядка 0,3% от всего парка легковых автомобилей. Для сравнения: на начало 2024 года было зарегистрировано чуть более 39 тыс. электромобилей, то есть рост — более чем втрое за полтора года.

Это свидетельствует, что рынок электромобилей начинает набирать силу, но городская инфраструктура пока отстает от его развития, в частности, очевидна нехватка зарядных станций, в том числе в жилых и торговых комплексах. Особенно остро вопрос стоит для жителей многоэтажных ЖК и посетителей торговых центров: оставить машину на ночь у розетки могут единицы, а зарядить ее во время похода в ТЦ весьма проблематично. Предложение зарядных станций растет, но еще не обеспечивает достаточный охват, особенно вне Москвы и крупных региональных центров. В столице же действует постановление правительства Москвы от 23.07.2024 №1678-ПП, обязывающее девелоперов предусматривать в новых и реконструируемых жилых домах, гаражах, коммерческих зданиях зарядные устройства минимум для 5% парковочных мест.

Конечно, отечественным показателям еще далеко до Китая, на который приходится более 75% мировых продаж электромобилей. Доля электрокаров на рынке Китая достигла 31%, а с учетом гибридов перевалила за 50%; количество публичных и частных зарядных точек составило на декабрь 2024 года 12,82 млн (рост на 49% год к году). Таких темпов удалось достичь за счет того, что Китай активно субсидировал производителей, стимулировал госзакупки, предоставлял скидки покупателям. С 2009 по 2023 годы китайские власти направили на развитие этой отрасли 230,9 млрд долларов США:

• 87,4% расходов в 2023 году пришлось на освобождение покупателей от десятипроцентного налога с продаж;

• 9,4% — программы НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки);

• остальное — инфраструктурные инвестиции и госзакупки.

Таким образом, грамотное сочетание стимулирования спроса и предложения позволило Китаю сформировать крупнейший в мире рынок EV (electric vehicles — электрических транспортных средств).

Техническая сторона: от розетки до умных накопителей

На практике зарядная инфраструктура может быть устроена по-разному. Самый простой вариант — розетка на парковочном месте, которая обеспечивает медленную подзарядку за день или ночь. Такой способ дешевле всего, но требует больше времени.

Другой уровень — настенные или напольные станции в подземных паркингах. Они позволяют заряжать автомобили быстрее и безопаснее, так как соответствуют нормам электробезопасности и пожарной защиты. Однако установка таких систем требует резервирования мощности на этапе строительства. Если об этом не подумать заранее, подключение в будущем может оказаться невозможным или слишком дорогим.

Современные проекты все чаще используют «умные» технологии. Это может быть балансировка мощности — когда система сама распределяет нагрузку между несколькими автомобилями, чтобы сеть не перегружалась. Или накопители энергии: батареи, которые заряжаются в часы минимальной нагрузки, а потом отдают энергию на зарядку машин в пиковое время. Подобные решения — пока редкость в жилых домах, но они активно обсуждаются как вариант будущего.

Решение проблемы: зарядки как часть девелоперского продукта

Несмотря на сложности, за последние годы в России появилось несколько показательных примеров. Так, в жилом комплексе «Ильинские луга», построенном ПИК, создана полноценная зарядная зона c системой балансировки мощности. Это значит, что, если несколько машин заряжаются одновременно, электроэнергия распределяется так, чтобы сеть не перегружалась. При этом жители получают доступ к быстрым и медленным зарядкам — можно поставить автомобиль на ночь или подзарядить его за пару часов. ЖК бизнес-класса «Серебряный фонтан» от ГК «Эталон» в Алексеевском районе Москвы будет иметь семь зарядных станций, и первая из них, быстрая ЭЗС постоянного тока, уже введена в эксплуатацию.

Похожий подход реализован в проектах компании «РГ-Девелопмент» — в ЖК «Фонвизинский» и «Балтийский» в Москве установлены станции, работающие по операторской модели: застройщик предоставляет площадку, а специализированная компания обслуживает оборудование и отвечает за его работу. Это снимает часть рисков с девелопера и делает процесс более устойчивым.

Есть аналогичные примеры и в регионах. Белгородский застройщик «Вега» разместил в одном из своих жилых комплексов девять ЭЗС, которые обслуживаются через мобильное приложение «Зарядсервис», позволяющее определить доступность станции, забронировать время зарядки и оплатить услугу банковской картой.

Премиальные проекты также включают зарядку в стандартный набор услуг. Например, в ЖК Luzhniki Collection возможность подключения зарядных устройств заложена на этапе проектирования паркинга. В 58-этажном небоскребе Famous от MR Group, возводимом в районе Филёвского парка в Москве, появится паркинг на 257 машино-мест с зарядными станциями для электромобилей. То есть можно сказать, что эта опция становится стандартом там, где покупатель готов платить за комфорт и высокий уровень сервиса.

Торговые центры тоже внедряют зарядки в инфраструктуру, но пока это скорее точечное явление. Например, ЭЗС есть в ТЦ «Арена Плаза», «Пятая Авеню» и «Город» в Москве, в ТК «Невский Центр» в Санкт-Петербурге, KazanMall в Казани и некоторых других. Скорее всего, их число будет расти, поскольку при зарядке электромобиля рядом с ТЦ или точками питания посетители часто совмещают процесс зарядки с походом в кафе или магазин, что создает дополнительную выгоду для коммерческих центров.

Государственная политика: что будет завтра

Развитие зарядной инфраструктуры поддерживается и на государственном уровне. В 2021 году правительство утвердило концепцию развития электротранспорта до 2030 года. Документ содержит целевые показатели: к середине десятилетия в стране должно работать несколько тысяч быстрых и медленных станций, а к 2030 году — уже десятки тысяч.

В ближайшие годы ожидаются и новые шаги. На уровне федеральных инициатив обсуждается возможность ввести обязательные требования: при строительстве новых ЖК и ТЦ часть парковочных мест должна быть оснащена зарядными точками или хотя бы подготовлена для их установки. К тому же государство предоставляет субсидии на установку электрозарядных станций отечественного производства и готово возместить до 60% стоимости приобретения. Аналогичные меры уже действуют в ряде европейских стран.

Для девелоперов это означает необходимость заранее закладывать мощность в инженерные системы, продумывать логистику и пожарную безопасность, а также определять, кто будет отвечать за эксплуатацию. Для жителей — это возможность получить удобный сервис «по умолчанию», а для государства — путь к снижению выбросов и улучшению экологии в городах.

Перспективы для индустрии

Развитие зарядной инфраструктуры в жилых и торговых комплексах — это вызов и одновременно шанс для российского девелопмента. Пока решения внедряются точечно, главным образом в верхнем сегменте рынка. Но опыт ведущих игроков показывает, что интеграция зарядных станций может быть важной частью девелоперского продукта, влияющей на привлекательность недвижимости в глазах будущих покупателей.

Однако рынок сталкивается и с рядом ограничений. Отмена бесплатных зарядок с июля 2025 года снижает стимулы для пользователей, хотя спрос продолжит расти за счет такси, каршеринга и премиум-сегмента. Дополнительным барьером может стать повышение утилизационного сбора, что приведет к удорожанию электромобилей. Россия пока не является массовым производителем EV, но 2025-2026 годы могут стать переломными: заявлены запуски проектов «Атом», «Москвич », АвтоВАЗ и других производителей. Самой серьезной проблемой остается неравномерность инфраструктуры: за пределами Москвы и крупнейших городов лежит «электрическая пустыня».

Остаются и вопросы, требующие дискуссии внутри отрасли. Готовы ли девелоперы уже сегодня закладывать 100% EV-ready, даже при относительно низком текущем спросе? И что будет важнее для покупателей — готовая электропроводка или установленная зарядная станция? Ответы на эти вопросы могут определить, насколько быстро Россия сможет преодолеть отставание и сформировать полноценный рынок зарядной инфраструктуры.

Еще один важный аспект — ESG-повестка: включение зарядной инфраструктуры становится частью устойчивых стратегий городов и компаний. Для девелоперов это шанс встроиться в глобальную повестку устойчивого развития и повысить инвестиционную привлекательность проектов. Пока же говорить о массовом сегменте электромобилей в стране рано, но именно корпоративные и премиальные клиенты уже создают давление на рынок. Для девелоперов это означает необходимость рассматривать зарядки не как издержку, а как инструмент маркетинга и фактор конкурентоспособности.

Международный опыт также показывает, что минимальные нормы в 5% малорезультативны: Китай, Европа или Дубай ориентируются на 20-100% EV-ready парковочных мест. Москва, ужесточая свои нормы и предлагая механизмы софинансирования, способна стать драйвером этой трансформации.

Через несколько лет подобные опции перестанут быть конкурентным преимуществом и станут обязательным стандартом. Чтобы этот переход был плавным, важно сочетать усилия государства, бизнеса и управляющих компаний: разработать четкие правила, поддержать инновации и предусмотреть удобство для конечного пользователя. Ведь будущее городской среды все больше зависит не только от того, как выглядят дома, но и от того, насколько они готовы к новым формам мобильности.