Замыкая круг: запущено пассажирское движение на всем протяжении БКЛ

Замыкая круг: запущено пассажирское движение на всем протяжении БКЛ

Замыкая круг: запущено пассажирское движение на всем протяжении БКЛ Сергей Киселев/ АГН «Москва»
В Москве завершено строительство самого протяженного в мире (свыше 70 километров) подземного кольца метро — Большой кольцевой линии (БКЛ). На маршруте возведена 31 станция, что позволило существенно обогнать теперь уже прежнего «чемпиона» из Китая — вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 километров). В первый день весны президент России Владимир Путин и столичный градоначальник Сергей Собянин открыли пассажирское движение по всей БКЛ.

Необходимость строительства второго кольца московского метрополитена обсуждалась давно: еще в Генеральном плане города от 1971 года была заложена такая возможность. Однако из-за активных работ по продлению радиальных линий на сооружение второго кольца в советское время не хватило ни сил, ни средств. Позднее рассматривались различные варианты развития метро, в том числе и планы строительства хордовых линий, пересекающих мегаполис.

В конце «нулевых» транспортная ситуация в Москве обострилась предельно — и власти запустили проект БКЛ. Начавшееся в 2011 году строительство велось участками, и так же — отдельными сегментами — кольцо и запускали.

Необходимо заметить, что БКЛ — проект для метростроителей особый: прокладывать маршрут приходилось по «живой территории» города, в условиях плотной застройки и нестабильных грунтов. Все это потребовало поиска нестандартных решений, применения инновационных технологий, а также оптимизации процессов. Но это же и позволило значительно сократить сроки строительства, обеспечив при этом надежность и качество самой протяженной подземной кольцевой линии.

Пресс-служба Стройкомплекса Москвы

Ее запуск призван кардинально изменить логику перемещений внутри города. «Благодаря новому кольцу подземки у москвичей и гостей столицы появится больший выбор маршрутов передвижения по городу. Это приведет к снижению загруженности линий и сокращению времени, необходимого на дорогу», — пояснил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев. Планируется, что на станциях БКЛ будет организовано почти 50 пересадок на другие виды транспорта. Например, между станциями БКЛ и радиальными линиями будет создано 20 пересадок, еще три перехода появятся после открытия перспективных радиусов подземки. Впоследствии БКЛ будет интегрирована с железнодорожной инфраструктурой: на станциях появятся восемь пересадок на МЦД и три на МЦК. Помимо этого, предполагается организовать 13 пересадок на линии пригородных направлений.

За счет БКЛ улучшится доступность около 40 парков и прогулочных зон, более 15 стадионов, дворцов спорта, бассейнов и физкультурных комплексов, свыше 30 музеев, театров, выставочных галерей и концертных залов, а также порядка 20 учебных корпусов и общежитий различных университетов и академий.

Не менее важно и то, что БКЛ станет настоящим драйвером развития городских территорий. Всего, по расчетам столичных властей, около второй кольцевой можно будет построить более 20 млн кв. метров объектов различной недвижимости. Заметными точками роста будут транспортно-пересадочные узлы на базе станций Большого кольца. Всего на БКЛ планируется построить 22 крупных транспортных хаба для обеспечения беспрепятственной комфортной пересадки пассажиров с одного вида транспорта на другой; еще одной их функцией является создание новых центров деловой и общественной активности за пределами центральной части Москвы.

Особо стоит подчеркнуть архитектурное и художественное разнообразие приемов, применяемых при оформлении станций БКЛ. Так, для определения облика и дизайна кольцевых станций столичные власти даже приняли решение возобновить былую практику проведения архитектурных конкурсов. В итоге благодаря такой процедуре был выбран дизайн шести станций БКЛ: «Мневники», «Терехово», «Марьина роща», «Рижская», «Нагатинский затон» и «Кленовый бульвар».

Особой частью проекта, жизненно необходимой для нормального бесперебойного функционирования БКЛ, стало строительство трех электродепо для ремонта и обслуживания поездов. В 2021 году была завершена реконструкция депо «Замоскворецкое», а в скором времени планируется также закончить работы по модернизации и расширению депо «Аминьевское». Строительство третьего электродепо — «Нижегородского» — ведется поэтапно: в ходе работ первой очереди некоторые цеха реконструировали и модернизировали, а также построили новые здания; в настоящее время возводится соединительная ветка между электродепо и инфраструктурой РЖД у платформы Москва-Товарная-Курская. Планируется, что все работы будут закончены уже в этом году.

Справочно:
В работах над строительством БКЛ было задействовано 33 тоннелепроходческих щита и 20 тыс. человек. Ввод кольца улучшит транспортное обслуживание 15 млн жителей Москвы и области. На многих маршрутах экономия времени при ежедневных поездках составит до 35-45 минут. Всего на БКЛ будет курсировать 92 современных состава российского производства.