
Эти объекты предоставляют автомобилистам и их пассажирам все необходимые услуги при поездках на дальние и близкие расстояния. В составе МФЗ помимо АЗС — весь мыслимый набор услуг: торговый зал, фудкорт, детский уголок, комната матери и ребенка, аптека, прачечная, душевые, кассы самообслуживания, спортивная и детские площадки, а также санитарная зона с туалетами. «Особо надо рассказать об устройстве всего комплекса МФЗ. Здесь отдельная заправка для легковых автомобилей, с которой не пересекается заправка для грузового транспорта. На заправках предусмотрены разные по мощности насосы для подачи топлива, — рассказала гендиректор «Автодор-Девелопмента». — Также зарезервирована большая площадка для того, чтобы в дальнейшем прилегающие к комплексу территории развивались: в некотором отдалении, где уже работают строители, будут заправки с газовым топливом, здесь же должны быть объекты сервиса самой дороги — снегоплавильные комплексы, дорожно-эксплуатационные компании, мастерские. Так все предприятия сервиса дороги будут сосредоточены на одной территории, и тем самым сократится количество примыканий к основной трассе, а чем их меньше, тем выше безопасность и средняя скорость движения».
Анастасия Козлова также рассказала «Стройгазете», что на МФЗ все просчитано и организовано так, чтобы все процессы происходили оптимально, в том числе перемещения автомобилей по территории комплекса, даже такая, казалось бы, мелочь, как движение автотранспорта только вперед, без необходимости маневрирования, перестроения, подачи назад, а также разведение потоков легкового и грузового транспорта с разделением их площадок для стоянки.

Анастасия Александровна, кто все это проектировал, рассчитывал и оптимизировал?
У сотрудников компании есть специальное образование, чтобы работать с такой проблематикой. Например, я по образованию — девелопер коммерческой недвижимости и прежде чем пришла в дорожную отрасль, проработала 15 лет в этом качестве. Поэтому про строительство больших территорий знаю все. Вместе с тем, мне довелось поработать в РАНХиГС преподавателем как раз по дисциплинам, связанным с освоением крупных территорий. Поэтому и команда, которая у нас работает, что называется, в теме.
Как дорожники восприняли ваши новации?
Это был очень интересный опыт, потому что дорожники поначалу смотрели на нас как на очень странных людей. Когда мы говорили, что надо создавать такие зоны и таким образом, они очень удивлялись, поскольку во всей их многолетней практике были только небольшие площадки отдыха, максимум на один гектар, и АЗС они понимали однозначно. Говоря «дорожники», я подразумеваю довольно широкий спектр специалистов — это не только владельцы дорог, но и проектные компании в дорожной отрасли, согласующие институции, обязательно операторы самих объектов дорожного сервиса, потому что с ними бывали долгие и порой непростые диалоги. Многие наши идеи вызывали в лучшем случае улыбки. Но за короткий промежуток времени — мы начали разработку концепции МФЗ в 2019 году и в 2020-м уже реализовывали первые объекты — мы успели создать 48 объектов по нашим проектам и в нашей концепции.
Кого бы вы могли отметить из числа тех, кто развивал и поддерживал ваши идеи?
Такую концепцию сложно было утвердить, что называется, с налета, и если бы она не получила поддержку вице-премьера правительства России Марата Хуснуллина, руководителя ГК «Автодор» Вячеслава Петушенко, а также членов наблюдательного совета госкомпании «Автодор», то, думаю, вряд ли имела бы такое развитие. Не все мы могли доказать в цифрах, и руководство шло на определенный риск, поддерживая нас, убеждая партнеров в перспективности наших разработок. В госкомпании, кстати, нас курирует заместитель руководителя «Автодора» Константин Макиев, который очень много сделал для того, чтобы диалог с нашими партнерами проходил в позитивном деловом ключе.
И, конечно, хочу назвать команду «Автодор-Девелопмента»: мы эту концепцию разработали от начала до конца, проектировали эти объекты, писали первые договоры аренды, которые удивляли рынок и с юридической точки зрения, и с точки зрения структуризации бизнес-процесса при создании таких зон. Мы разработали концепции — организационную, архитектурную, планировочную. Кстати, архитектурной концепцией занималась мой первый заместитель Евгения Коп, которая пришла к нам из области архитектуры и развития крупных территорий. С нами работал Андрей Мушта, который прежде был архитектором большого числа проектов комплексного развития территорий. В общем, это пример того, как мультидисциплинарная команда смогла предложить свежее видение, которое партнерам поначалу казалось странным, — огромный санитарный блок, рекреационные зоны на открытом воздухе, игровые площадки для детей, площадки для выгула собак, летние террасы. А это были наши жесткие требования. И непросто компании, работающей на топливном рынке десятилетиями, поменять свое мировоззрение и согласиться с тем, что можно работать по-другому. На сегодня, мне кажется, это история успеха, потому что появился тренд и многие компании решили заходить на этот рынок.
Известно, что даже появилась своеобразная конкуренция между топливными компаниями за место под вашим «солнцем».
Это правда, и конкуренция серьезная. Если иметь в виду МФЗ, на которой мы сейчас находимся, здесь лидеры рынка схлестнулись не на шутку — были ожесточенные торги, чего никто не ожидал. Удивлен был весь менеджмент, ведь торги шли до последнего! А ларчик просто открывался: каждый хотел построить новый современный качественный объект, чтобы через него представлять свой бренд. Это же и вектор развития на последующие годы. Мы знаем, что победившая здесь компания «Лукойл» стремится развивать такие объекты и дальше. У них, кстати, уже три подобных объекта на дорожной сети, находящейся в доверительном управлении ГК «Автодор», в том числе на М-12 «Восток». Они собираются возводить такие объекты и на М-4 «Дон».
Мы понимаем, что сумели задать некий вектор. Не могу раскрывать названия других компаний, планирующих заходить на наши площадки, но уже пришли, например, гидроэнергетики — хотят создавать подобные объекты, но с электрохабами.
Конкуренция между топливными компаниями идет и в части архитектуры и дизайна интерьеров и экстерьеров?
Абсолютно верно. Те, кто намерены выйти на этот рынок, разрабатывают свои архитектурные стили. Даже «Газпром» со своей нефтяной составляющей участвовал в торгах и выиграл лоты на единые сервисные здания. Сейчас они работают над этим форматом, пытаясь понять, как в их бизнес-культуре, в их понимании клиента должен работать этот концепт.
Номер публикации: №12 04.04.2025