В обход Москвы

В обход Москвы

В Московской области реализуется крупный проект легкорельсового транспорта (ЛРТ)

Не секрет, что Москва является крупнейшим транспортным узлом России. Здесь сходятся главные автомобильные и железные дороги и авиационные линии. Через столицу пролегают важнейшие транспортные коридоры, соединяющие восток страны с западными районами и Европой. Через Москву проходят огромные пассажирские и грузовые потоки, на прилегающей к городу территории располагаются крупнейшие аэропорты страны. Однако в последние годы все очевиднее становятся недостатки такой системы. Транспортная инфраструктура Москвы и Московской области перегружена. Столица превратилась в огромный транзитный центр. Большие проблемы создает огромная суточная маятниковая миграция населения Подмосковья и других близлежащих областей в Москву и обратно. В связи с этим правительство Московской области разработало и в марте 2016 года утвердило Схему территориального планирования транспортного обслуживания Подмосковья. Это, к слову, первый в России отраслевой документ территориального планирования в масштабах субъекта Федерации. «Схема — серьезный документ, работу над которым Главархитектура Московской области вела несколько лет, — считает начальник Главархитектуры МО Владислав Гордиенко. — Его разработка и согласование — настоящая профессиональная победа».

Одним из ключевых элементов Схемы является проект подмосковного «кольцевого трамвая» — легкорельсового транспорта (ЛРТ). Главная особенность ЛРТ — меньшая допустимая нагрузка на ось по сравнению с метрополитеном (в метро — 15 тонн) и железной дорогой. В среднем скорость ЛРТ — 36 км/час, загрузка — порядка 20 000 пассажиров в час. Минимальным экономически обоснованным пассажиропотоком является 1,5 тысячи пассажиров в час. Меньшие требования к нагрузке на ось и соответственно более простая и дешевая насыпь под пути позволяют снизить стоимость строительства. По некоторым оценкам, линия ЛРТ обходится в 5-10 раз дешевле, чем такая же по длине линия обычного метро. Участки линий могут обустраиваться как магистральные (скорость — до 90 км/час), обычные (до 60 км/час) и трамвайно-пешеходные (до 15 км/час). По местным условиям выбирается и тип обустройства верхнего строения пути: открытая рельсо-шпальная решетка, настил газона, укладка тротуарной плитки и др.


Справочно:

Легкорельсовый транспорт (от англ. light rail) — это общественный железнодорожный вид транспорта с меньшими, чем у обычного метро и железной дороги габаритами, грузоподъемностью и скоростью. Под это описание подпадает трамвай, скоростной трамвай, в том числе подземный, и городская железная дорога. Отличия ЛРТ-систем от метрополитена и городской железной дороги (S-Bahn) прописаны недостаточно четко, что порой приводит к терминологическим ошибкам. Как правило, термином «ЛРТ» обозначаются скоростные электрифицированные железнодорожные, обособленные от прочих транспортных потоков системы. В Москве к ЛРТ иногда ошибочно относят Бутовскую линию метро и монорельс на севере столицы. Однако первая построена по нормам метрополитена, а второй вообще не является железнодорожным транспортом.


В начале апреля состоялось представление проекта строительства линии ЛРТ в Московской области и стали известны некоторые его подробности. Линия «кольцевого трамвая» пройдет по густонаселенным районам области, где проживают более 4 млн человек. Она свяжет между собой международные аэропорты Московского авиаузла, которые ежегодно перевозят около 50 млн пассажиров, и соединит 8 станций Московского метрополитена.

На кольцо ЛРТ «нанижутся» территории семи муниципальных районов — Ленинского, Люберецкого, Пушкинского, Раменского, Щелковского, Красногорского, Одинцовского и девяти городских округов: Балашихи, Домодедово, Ивантеевки, Мытищ, Королева, Подольска, Химок, Жуковского, Долгопрудного. В общей сложности ЛРТ обеспечит транспортную связь между двадцатью крупными городами региона. С его помощью время в пути от места проживания до места работы, по оценкам специалистов, в среднем сократится для жителей Подмосковья с 2 часов до 35 минут. Снижение транспортной нагрузки на существующие дороги составит 25%. Общая протяженность линии «кольцевого трамвая» составит 246 километров.

Проект развития ЛРТ разделен на четыре пусковых комплекса. Главархитектурой МО завершена подготовка проекта планировки территории первого пускового комплекса (ППК) «Подольск—Домодедово—Жуковский—Раменское» протяженностью 74 километра. Планируемый пассажиропоток на этом участке к 2020 году составит 10 тысяч человек в час, к 2030 году — 20 тысяч человек в час. Численность населения в обслуживаемых районах и городах первого пускового комплекса — существующая 850 тысяч человек, планируемая к 2030 году — 1,3 млн человек.

Для размещения системы ЛРТ потребуется 416 гектаров, в том числе для размещения 8 ТПУ — 76 гектаров, для размещения депо — 42 гектара. Общая стоимость реализации проекта ППК составляет 100 млрд рублей.

Уже летом этого года правительство области объявит конкурс на определение концессионера строительства первого пускового комплекса ЛРТ. Его итоги планируется подвести в сентябре, а уже в октябре подписать инвестиционное соглашение. Реализация проекта возможна на условиях государственно-частного партнерства.

02.jpg


Справочно:

В Схеме территориального планирования транспортного обслуживания Подмосковья описаны ожидаемые изменения транспортной сети региона в ближайшей и долгосрочной перспективе. Они коснутся железнодорожного, воздушного и водного транспорта. В документе предусмотрены строительство и реконструкция автомобильных дорог, улиц в населенных пунктах, пассажирского транспорта. Схема призвана обеспечить гармоничное развитие Московского транспортного узла. Документ согласован с центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, имеющими общую границу с Подмосковьем. До 1 июня 2016 года Главархитектура МО, Министерство транспорта и Главное управление дорожного хозяйства региона должны подготовить план ее реализации.


Мировой опыт создания ЛРТ

В мире реализовано и реализуется несколько проектов создания линий ЛРТ. В основном это не очень длинные дороги. Исключение составляет, пожалуй, только проект «Экспресс Большого Парижа», линии которого связывают друг с другом пригороды французской столицы. Аналогично Москве транспортная система Парижа организована в основном по радиальному принципу. Основные линии транспортной сети доставляют пассажиров в исторический центр, что создает множество проблем, связанных с интенсивностью и объемом пассажиропотоков. Проект «Экспресс Большого Парижа» был одобрен в 2012 году. Этот проект является одним из крупнейших инфраструктурных проектов в мире, особенно если принимать во внимание значительные изменения, вносимые им в существующую транспортную сеть. Как и в Подмосковье, основными целями проекта являются содействие экономическому развитию региона, повышение мобильности населения.

03.jpg

Париж (Франция)

Автоматическое метро

  • Протяженность: 215 км / 4 линии

  • Остановки: 70

  • Пролегание: подземное

  • Стадия: проект

  • Стоимость проекта: 30 млрд евро

  • Полная стоимость (за км): 140 млн евро

04.jpg

Макао (Китай)

Автоматический ЛРТ

  • Протяженность: 21 км / 1 линия

  • Остановки: 20

  • Пролегание: подземное / наземное

  • Стадия: строительство

  • Стоимость проекта: 1,25 млрд евро

  • Полная стоимость (за км): 62,5 млн евро

05.jpg

Саарбрюккен (Германия)

Трамвай-поезд

  • Протяженность: 44 км / 1 линия

  • Остановки: 13

  • Пролегание: наземное

  • Стадия: эксплуатация — 33 км,

  • строительство — 10 км

  • Стоимость проекта: нет данных

  • Полная стоимость (за км): нет данных

06.jpg

Оттава (Канада)

Трамвай-поезд

  • Протяженность: 12,5 км / 1 линия

  • Остановки: 13

  • Пролегание: подземное / надземное

  • Стадия: строительство

  • Стоимость проекта: 1,75 млрд долларов

  • Полная стоимость (за км): 140 млн долларов

07.jpg

Денвер (США)

ЛРТ (Юго-западная трасса)

  • Протяженность: 14 км / 1 линия

  • Остановки: 5

  • Пролегание: наземное

  • Стадия: эксплуатация с 2000 г.

  • Стоимость проекта: 180 млн долларов (в ценах 2000 г.)

  • Полная стоимость (за км): 13 млн долларов

08.jpg

Лос-Анджелес (США)

ЛРТ (Голд Лайн)

  • Протяженность: 32 км / 1 линия

  • Остановки: 21

  • Пролегание: наземное / надземное / подземное

  • Стадия: эксплуатация с 2003 г., продление в 2009 г.

  • Стоимость проекта: 1 625 млрд долларов

  • Полная стоимость (за км): 51 млн долларов

09.jpg

Основные характеристики ЛРТ

(Подмосковье)

  • Протяженность: 241 км

  • Количество станций — 45-50

  • Транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) — 34

  • Максимальная скорость движения — 100 км/ч

  • Средняя скорость движения — 45 км/ч

  • Оценочная стоимость строительства — более 220 млрд рублей