

Игорь Александрович, сколько стран вы проехали за рулем?
Не считал. В Европе две страны, где я не был, — Албания и Исландия. Не был в Австралии и Новой Зеландии. А так — Америка, Африка, Азия. В последние годы с удовольствием заново открываю для себя Россию. Не потому, что лишен возможности ездить в качестве автомобильного эксперта за границу — может, просто пресытился. К тому же у нас огромное количество интереснейших мест, улучшаются качество дорог и инфраструктура вокруг них.
Недавно был в Мурманской области. Кстати, Мурманск в последнее время стал Меккой гастрономического туризма, кроме того там множество точек притяжения с точки зрения туриста. Впрочем, я не знаю регионов в России, где нет ничего интересного для человека любознательного. И эти места становятся доступнее в плане развития дорожной сети.
В какой стране дороги произвели на вас самое большое впечатление?
Понравились дороги в Китае. По темпам строительства скоростных трасс китайцы обогнали всех. Они у них очень, с одной стороны, хорошего качества, а с другой, китайцы попутно со строительством дорог решают еще массу других проблем. Например, Китай ведь стремительно развивается и как центр мирового туризма. И в Китае очень интересно решили проблему туалетов, там на национальном уровне было принято решение о строительстве платных и бесплатных туалетов вдоль всех федеральных дорог. Пятилетку по туалетам они выполнили успешно. И этим летом в Китае по дороге в Шанхай удалось воспользоваться результатами этой пятилетки. Могу сказать: это место, куда приятно зайти, все на уровне мировых стандартов. Нам, кстати, тоже неплохо было бы задуматься на эту тему.
В Европе было интересно посмотреть, как в разных странах устроены многофункциональные зоны (МФЗ), заправки, в общем, вся придорожная инфраструктура. Ответственно могу сказать, что наши МФЗ на новых трассах как минимум не хуже. А наша система интероперабельности на платных дорогах вообще самая передовая. Я помню, как меня из Афин вез таксист в аэропорт. Так у него на лобовом стекле красовалось аж четыре транспондера от разных операторов. У нас же, напомню, один транспондер может работать на всех дорогах вне зависимости от того, кто взимает плату за проезд.
Вернемся к Китаю — к качеству дорог.
Как и везде, дороги там есть разные. Если говорить о новейших скоростных магистралях, там качество стабильное везде. Но есть решения, которые мы в России позволить себе не можем: очень дорого. Например, я 200 км ехал по дороге на сваях: там была местность с очень сложным рельефом и, чтобы не заморачиваться, они поставили дорогу на сваи.
Потрясают китайские мосты, есть просто гениальные решения. Меня лично потряс мост от Шанхая к глубоководному порту. Сам мегаполис, являясь крупнейшим морским портом в мире, расположен в дельте реки Янцзы на реке Хуанпу (впадает в Янцзы). Глубины там небольшие, и современные контейнеровозы заходить в Шанхай не могут. Было принято решение создать новый глубоководный порт в структуре всего шанхайского порта. Так вот, длина этого моста 32 км, которые проезжаешь в открытом море. С инженерной точки зрения мост великолепен.
А случись что с машиной или водителем?
Ничего не могу сказать о работе тамошних аварийных служб, но трасса вся прекрасно освещена, есть барьерное ограждение слева, справа и посередине моста, есть специальные карманы, где машины могут останавливаться, кругом видеокамеры. Думаю, там все отработано, в том числе и аварийные ситуации.
В Китае активно строят бетонные дороги. И у нас энтузиасты давно ратуют за их строительство. Ваша точка зрения на этот счет?
Специалисты полагают, что бетонные дороги хороши только для определенных климатических и геологических условий. У нас в стране пытались строить бетонные дороги. Например, М-3 «Украина» при Хрущеве была полностью построена из бетона. Но выяснилось, что при всех плюсах в нашем климате и на наших грунтах (в европейской части России преобладают суглинки) бетонные плиты, из которых была построена М-3, начинают «играть». Кроме того, асфальтовое покрытие можно ремонтировать хоть каждый сезон, а бетонные плиты ремонту не подлежат.
К тому же наши дороги, как правило, очень протяженные. И условия на них могут меняться от местности к местности. Поэтому старые технологии и продолжают доминировать, но они тоже не стоят на месте — появляются новые модификаторы и присадки, технологии составления асфальтовых смесей привязываются к местным климату, геологии и гидрологии.
А как вам идея бетонщиков делать финальное верхнее покрытие из бетона, а на искусственных сооружениях — из особо прочных бетонных смесей?
На искусственных сооружениях, кстати, бетон давно и активно применяется. Наверное, против этого можно возражать, а можно и нет. Я беседовал с руководителями и специалистами об этом. Могу сказать, что сейчас очень мало тех, кто рванул бы рубаху на груди и сказал: «Бетон? Никогда!»
А дело не в том, что в организациях, занимающихся ремонтом и обслуживанием дорог, занято, по некоторым оценкам, от 700 тысяч до миллиона сотрудников?
Я не думаю. Хотя с мест приходят иногда сигналы о том, что есть ушлые деятели, которые на строительстве именно асфальтовых дорог намеренно применяют самые дешевые материалы, чтобы потом получать крупные подряды на ремонт. Такое на строительстве федеральных дорог давно уже устранено, но на местах злоупотребления, наверное, еще случаются.
Можете дать сравнительный анализ того, как ведет себя автомобиль на асфальтовой и на бетонной дорогах?
Не могу сказать, что есть принципиальная разница в езде по современной качественной бетонке и асфальту. Скорее, все зависит от шин. Если машина обута в хорошую резину, она хорошо ведет себя и на асфальте, и на бетонке, и на грунте.
А езда на шипах? Во многих странах Европы шипы законодательно запрещены.
Да, это так. Шипованная резина вредна для дорожного покрытия. Мы видим это воочию, когда после зимнего сезона в левом ряду буквально выбито две колеи. Это шипы, которые работают, как фреза. А ведь есть люди, которые и летом ездят на шипах. Недаром у нас приняли законодательное решение, по которому летом на зимней резине ездить можно, только не на шипованной. Кстати, западные исследования на эту тему однозначно говорят, что шипы вредят дорожному покрытию, требуя больших затрат на ремонт, они также играют заметную роль в распространении заболеваний среди водителей и людей, живущих у дорог. Шипы выбивают из покрытия такое количество пыли (а в дорожном покрытии она «обогащена» всякой вредной химией), что она реально сказывается на увеличении числа легочных и прочих заболеваний.
Есть дороги, которые на вас произвели наибольшее впечатление?
Если судить о дорогах с точки зрения видов, которые на них открываются, я, в отличие от своей семьи, очень люблю серпантины. В общем, с точки зрения окружающих красот я люблю российские дороги. И таких дорог очень много, начиная со знаменитого Чуйского тракта, на который специально едут из разных, порой очень отдаленных регионов России, только чтобы полюбоваться видами. Есть очень красивые дороги на Северном Кавказе. Нравятся трассы в Калининградской области — и строящееся областное скоростное кольцо, и старые, еще немецкие дороги.
Вам доводилось ездить по знаменитой приморской дороге от Сен-Рафаэля через Канны, Антиб, Ниццу и Монако в Ментону. Ваши впечатления?
Там очень красиво! Все эти серпантины, ущелья, долины рек, с одной стороны — море, с другой — горы. Есть еще очень живописный маршрут по хорватскому побережью. Но у нас в стране таких дорог, где красот не меньше, тоже хватает. Взять хотя бы дорогу А-147 «Джубга—Сочи», которую сейчас взялись строить заново. Там потрясающие виды! А с окончанием строительства этой дороги в новом формате она будет самой красивой в мире!
Номер публикации: №06 21.02.2025