Игорь Николаевич, сколько у вас в работе сейчас проектов, и что это за объекты?
Мы являемся госзаказчиком по строительству и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры — аэродромной, железнодорожной, морской и внутренней водной. На сегодняшний день у нас в работе 67 объектов, но их количество постоянно меняется. В прошлом году мы уже завершили реконструкцию девяти объектов.
Расскажите, пожалуйста, о наиболее сложных и важных из них…
Каждый объект для нас — да и не только для нас — важен: транспортная инфраструктура играет большую роль в жизни многих регионов, выступая драйвером их развития. Говоря о сложности выполнения работ на различных объектах, можно выделить, например, морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае, в ходе строительства подходного канала были проведены уникальные дноуглубительные работы. Еще один проект — реконструкция Городецкого гидроузла, которая позволит увеличить пропускную способность участка с 12 до 32 млн тонн грузопотока.
Значимым проектом можно считать реконструкцию железнодорожных подходов к морскому порту «Лавна» в Мурманской области: уже в 2024 году пропускная способность путей к этому угольному терминалу составит 18 млн тонн в год.
Масштабные работы мы проводим также по строительству сразу нескольких аэропортов в Якутии, что позволит увеличить доступность многих населенных пунктов региона. Продолжается строительство новой взлетно-посадочной полосы в аэропорту Домодедово.
Вы отметили социальную и экономическую значимость этих объектов. Какое влияние они оказывают на жизнь в регионах?
Приведу конкретный пример. В прошлом году мы сдали четыре аэропорта в Якутии — Хандыга, Сангар, Белая Гора и Депутатский. Обновленные авиагавани имеют жизненно важное значение для местного населения: учитывая особые климатические условия, авиатранспорт — фактически единственный способ связи с Большой землей. Поэтому модернизация транспортной инфраструктуры позволяет, с одной стороны, вывести на соответствующий уровень безопасность и комфорт пассажиров, а с другой, значительно улучшает транспортную доступность и связность городов, что, безусловно, придает дополнительный импульс развитию экономики регионов.
Кроме того, в обновленных авиагаванях значительно возрастает пассажиропоток. Так, реконструкция аэропортового комплекса Толмачево (Новосибирск) позволит увеличить его пропускную способность до 1,5 млн человек в год, а после реконструкции аэропорта Оренбурга его пассажиропоток к 2025 году достигнет 1 млн человек.
Важно еще отметить, что развитие инфраструктуры аэропортов влияет и на создание новых рабочих мест в регионах. Для примера: после реконструкции аэродромной инфраструктуры в аэропорту Северный (Грозный) к 2024 году там будет создано дополнительно более 500 рабочих мест, а сопутствующая инфраструктура позволит создать еще около 15 тыс.
В общей сложности в прошлом году нам передали 42 объекта аэродромной транспортной инфраструктуры, и мы уже выполнили работы по восьми проектам. В этом году не будем снижать набранные темпы: планируем завершить строительно-монтажные работы еще на 11 объектах, в воронежском Чертовицком, в аэропортовом комплексе Елизово (Петропавловск-Камчатский), в аэропортах Кирова, Оренбурга, Перми, Томска, а также на ряде объектов в Якутии (Якутск, Усть-Нера, Вилюйск, Черский).
У «Ространсмодернизации» в работе немало также объектов и внутреннего водного транспорта. Можно об этом подробнее?
В стране продолжается создание комфортной и оперативной сети речного транспорта. Сегодня реконструкцию гидросооружений и водных путей ведем в Московском, Волжском, Камском, Енисейском, Азово-Донском, Байкало-Ангарском, Беломорско-Балтийском, Волго-Донском и бассейнах. На данный момент в работе 18 объектов: это и реконструкция шлюзов, и углубление внутренних водных путей, и строительство дамб, и ряд других.
Вы возводите объекты, в том числе, в сложных климатических условиях. Каковы особенности таких работ?
Климатические условия — очень важное и, пожалуй, решающее обстоятельство, непосредственно влияющее на реализацию проекта. Например, строительство аэропорта в Геленджике можно вести круглый год, а в Якутии зимой температура опускается ниже -50.
Поэтому мы делим проект на два этапа: по зимникам и ледовым переправам завозим материалы и оборудование, чтобы с апреля по сентябрь вести строительные работы. А есть еще объекты, где подвоз возможен только по воде, баржами. Если же говорить о гидросооружениях, то их мы, наоборот, можем строить только в межнавигационный период: летом завозим все материалы, заготавливаем оборудование, а с поздней осени до апреля строим.
Какие проекты с такими особенностями сейчас реализуются?
Могу рассказать о проектах в Петропавловске-Камчатском. Так, сегодня в аэропорту Елизово ведутся строительно-монтажные работы на аэродромной инфраструктуре с учетом сейсмоопасных условий. Помимо этого, идет строительство морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае, где, как я уже говорил, были проведены дноуглубительные работы на подходном канале к Бечевинской бухте; длина канала — 6,6 километра, ширина — 275 метров, при этом гарантированная глубина — 16-17 метров. В рамках этого проекта мы подняли 16 млн тонн кубометров донного грунта. Это действительно уникальный проект: ввод объекта позволит значительно увеличить объем перевозок углеводородов на Северном морском пути (СМП) — проектный объем перевалки через новый комплекс составит до 21 млн тонн в год.
Надо отметить, что особенностью работы в Камчатском крае является и сложная логистика: строительные материалы доставляются морем и авиаперевозками, при этом постоянные снегопады, штормы и сильные ветры оказывают заметное влияние на строительство.
Продолжая тему экстремальных условий, расскажите о работе над инфраструктурой СМП.
Северный морской путь — единая и единственная транспортная коммуникация России в Арктике. Он проходит вдоль северных берегов страны по морям Северного Ледовитого океана (Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому) и соединяет порты европейской части России и устья судоходных сибирских рек с Дальним Востоком.
На его протяжении у нас три объекта: реконструкция инфраструктуры базы технического обслуживания флота «Морспасслужбы», уже упомянутый перегрузочный комплекс сжиженного газа в Бечевинской бухте и строительство объектов Глобальной морской системы связи при бедствии на трассах СМП.
А развитие Азово-Черноморского бассейна в сфере интересов «Ространсмодернизации»?
Действительно, это еще один наш большой проект, предусматривающий развитие железнодорожных подходов к морским портам Новороссийского транспортного узла. Реализация этого проекта позволит увеличить перевалку грузов железнодорожной инфраструктурой Новороссийска на 17,3 млн тонн в год (до 43 млн тонн), ликвидировать «узкие места» на железнодорожных подходах к морским портам юга России, повысить надежность и эффективность транспортной системы страны за счет создания необходимых резервных мощностей по обработке грузов.
Сколько объектов будет реализовано в ближайшие годы?
Только в этом году планируем завершить работы не менее чем на 20 объектах транспортной инфраструктуры: четыре аэропорта в Якутии, по одному в Томске, Петропавловске-Камчатском, Кирове и Перми; объекты канала имени Москвы, гидротехнические сооружения Енисейского бассейна, учебный городок №3 Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, гидроузлы на Волго-Донском судоходном канале, шлюз №18 Беломорско-Балтийского канала.
Снижать объемы работ в перспективе мы точно не планируем, наоборот, количество объектов будет только расти. Всего в 20232024 годах предполагается сдать 57 объектов, а до 2027 года — порядка 160.
«Ространсмодернизация» возводит сложные объекты, требующие подчас уникального оборудования. Возникают ли в этой связи сложности из-за международных санкций?
Новые вызовы ведут за собой и новые возможности. Сегодня появилась потребность в замене импортного оборудования, значит, для российских производителей открываются перспективы развития и участия в реализации масштабных проектов федерального уровня. С этой целью мы проводим аудит, подбираем подходящих поставщиков и производителей. Главное при этом — решить поставленные задачи в запланированный срок, не потеряв в качестве.
При реализации проектов на объектах морской и внутренней водной инфраструктуры, например, системы управления движения судов, транспортной безопасности, автоматизации технологических процессов на гидротехнических сооружениях, сложностей не возникло, здесь программное и учебное оборудование — российские.
А вот вопрос импортозамещения в сфере авиации является более острым: изначально при реконструкции и строительстве аэродромной инфраструктуры применялись импортные технические средства охраны и светосигнальное оборудование. После введения санкций мы начали работу с российскими производителями, ищем отечественные комплектующие. Особо хочу отметить: доля российского оборудования и материалов на наших стройках составляет не менее 80%.
«Ространсмодернизация» ведет строительство по всей стране: самый западный объект располагается в Калининграде, а самый восточный — на Камчатке. В настоящее время мы реализуем проекты в 38 субъектах РФ»
Номер публикации: №05 10.02.2023