Быстрая смена потребительских предпочтений заставляет владельцев ТРЦ изменить их концепцию
Эксперты в сфере коммерческой недвижимости считают, что средний срок жизни концепции торгового центра составляет 5-10 лет, однако в последнее время этот срок имеет тенденцию к сокращению: рынок меняется очень быстро, и владельцам ТЦ все чаще приходится проводить редевелопмент объектов. За последнее время два крупных торговых центра в разных районах страны — «МЕГА Химки» (на фото) и Hyper CITY в Кургане — представили обновленные площади и в цифрах показали, что изменилось в экономике проектов.
В «МЕГА Химки» изменился дизайн торгового центра, открылись новые магазины и рестораны, появились современные общественные пространства. Инвестиции составили более 3 млрд рублей. Особое место в проекте реновации занимали вопросы экологии. В 2019 году центру «МЕГА Химки» был присвоен сертификат BREEAM In-Use уровня «Very good». Это означает, что здание экономно расходует ресурсы и «бережет» окружающую среду.
В результате проведенных работ среднее время посещения «МЕГИ Химки» выросло с 95 минут до 115 минут. Число посещений на каждого гостя увеличилось до шести в месяц. Посетители также высоко оценили новые гастрономические и досуговые возможности. Если три года назад ради развлечений в торговый центр приходили 12% посетителей, то сейчас их доля составляет уже 34%. После релокации, обновления форматов и кластеринга многие категории магазинов показали рост. В частности, продажи косметики выросли на 10%, аксессуаров и ювелирных украшений — на 18%, нижнего белья — на 19%, доступной моды — на 15%. При этом за счет новых технологий и оптимизации процессов удалось сократить общее энергопотребление торгового центра на 13,9%.
Инвестиции в редевелопмент крупнейшего в Кургане ТРЦ Hyper CITY выглядят скромнее — около 980 млн рублей, но и здесь удалось добиться существенного прироста доходности — на 70%. ТРЦ был приобретен девелоперской компанией DARS Development на аукционе в декабре 2016 года, и новые владельцы сделали основной акцент на расширении площадей. До преобразований центр представлял собой двухэтажное здание общей площадью 45 тыс. кв. м с наземным паркингом на 1000 машин. После редевелопмента, который продлился семь месяцев, общая площадь объекта превысила 61 тыс. кв. м, емкость паркинга увеличилась до 1344 автомашин. Как отмечают в компании DARS, стартовые условия были не слишком вдохновляющими: 70% вакантных площадей, состояние банкротства, низкая посещаемость, репутационные риски. «Из-за трагедии в Кемерове пришлось вносить в проект существенные изменения, связанные с ужесточением пожарных требований», — рассказала управляющий директор компании Анна Хлызова. — Но в результате нам удалось сформировать концепцию, соответствующую потребностям жителей города и области. И, несмотря на влияние негативных факторов — слабую экономическую ситуацию и отток населения в крупные города, комплекс стал одним из наиболее популярных в городе». По расчетам девелопера, срок окупаемости инвестиций составит около 10 лет.
Старший директор департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield Андрей Шувалов считает тему обновления торговых центров одной из самых актуальных. «Мы собрали данные о торговых центрах, которые остро нуждаются в реконцепции, проанализировав объекты площадью более 15 тыс. кв. м, построенные до 2010 года, — рассказал он. — До этого времени в России было построено 267 ТЦ общей площадью 16,9 млн кв. м, более четверти из них находится в Москве — 75 объектов, еще 32 ТЦ в Санкт-Петербурге, в ближайшее время им потребуется реновация».
Конечно, многое зависит от текущего состояния объекта и масштабов изменений. «Если сегодня центр находится в глубоком операционном убытке, имеет низкие показатели трафика и конверсии, а арендных сборов не хватает даже на операционные расходы, то успешный редевелопмент может увеличить его стоимость в разы», — считает руководитель отдела ритейл-консалтинга компании JLL Полина Жилкина. — Например, реконцепция или редевелопмент может повысить чистый операционный доход с уловных 100 рублей до 250 рублей, а ставку капитализации понизить с 16% до 11%. Вопрос заключается только в потенциале конкретного проекта и желания собственника инвестировать в реконцепцию».
Однако директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева напоминает, что в то же время редевелопмент — рискованное предприятие. «Помимо инвестиций в обновление торгового центра, финансовых потерь на время ремонтных работ и арендной кампании, ошибка в выборе позиционирования может привести к фиаско, — говорит эксперт. — Поэтому в текущей экономической ситуации собственники без особого восторга воспринимают необходимость изменений и чаще принимают решение о «мягких» изменениях в пуле арендаторов и планировках объекта».
Справочно:
По данным компании Knight Frank, в Москве девелопер Crocus Group приступил к реновации ТРЦ «Vegas Каширское шоссе», ФПК «Гарант-Инвест» проводит реконцепцию ТРЦ «Перово Молл», приобретенного в декабре 2018 года. ГК «Ташир» до конца этого года планирует закончить работы по ротации арендаторов в ТРЦ «РИО» на Дмитровском шоссе, Fort Group проводит комплексную реновацию ТРЦ «Золотой Вавилон».
Номер публикации: №36 от 13.09.2019