Судьба у нового здания непростая: концепция и проектная документация неоднократно менялись, строительство, начатое в 2007 году, сопровождалось скандалами, отставками руководства Третьяковки, банкротством компаний-застройщиков. В 2013 году архитектурное решение фасадов нового здания галереи на Кадашевской набережной стало предметом закрытого конкурса, который выиграло бюро СПИЧ. В 2021 году проект поручили ППК «Единый заказчик в сфере строительства», которая занимается в том числе и завершением долгостроев, а генеральным подрядчиком выступила компания «Ланит-интеграция». Для возобновления работ из бюджета дополнительно было выделено 8,12 млрд рублей.
«Решение о расширении Третьяковской галереи было принято давно, но, к сожалению, по разным причинам — объективным и субъективным — это был долгострой. И вот по поручению президента были выделены, несмотря на все сложности, дополнительные деньги. Удалось этот объект достроить», — сообщил заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин.
Общая стоимость нового здания составила порядка 15,7 млрд рублей. Но, как отметил Марат Хуснуллин в своем Telegram-канале, корпус получился уникальным, под стать музею. «Все, кто был рядом, уже видели фасад с картинами наших знаменитых художников. Внутри — большие выставочные площади, световой атриум с панорамным видом на Кадашевскую набережную. Масштабный проект, оставляет очень сильные впечатления», — написал он.
Холл здания огромный и светлый. Атриум со стеклянной крышей будет заполнен светом даже в пасмурную погоду.
Руководитель дирекции по строительству уникальных объектов ППК «Единый заказчик» Наталья Зарубина рассказала корреспонденту «Стройгазеты» о завершении работ: «Необходимо было реанимировать строительно-монтажную часть, привести в соответствие проектные решения, то есть адаптировать их к текущим реалиям. Это была, наверное, самая сложная для нас задача, но мы с ней справились; все замечательно, работоспособность и безопасность обеспечены».
В то же время строителям удалось полностью сохранить первоначальный проект, разработанный архитектором Андреем Боковым. «Мы доработали технологические и технические решения, вся архитектурная задумка, весь технологический процесс были сохранены», — рассказала Наталья Зарубина.
В результате строители «обеспечили» для музея более четырех тыс. кв. метров выставочных площадей. «У нас два этажа с анфиладами залов. Также здесь собран большой фотоархив материалов Третьяковской галереи. Много помещений для реставрационных работ — мастерские для реставрации живописи, графики и так далее. Еще здесь будет располагаться большой административный блок для сотрудников», — уточнила она.
Один из выставочных залов — огромный и пока пустой, однако его пространство будет трансформироваться за счет раздвижных перегородок. «Зал тоже, как и весь наш объект, уникальный. Пространство можно разделить на много маленьких помещений для организации любых выставочных мероприятий — как камерного формата, так и больших вернисажей и выставок», — с гордостью подчеркнула Наталья Зарубина. Как уточнил руководитель проекта по строительству нового здания Третьяковской галереи компании «Ланит-Интеграция» Михаил Россиев, вместе с перегородками могут перемещаться и светильники как общего, так и акцентного освещения.
Соседний зал — универсальный. Его стены покрыты специальным акустическим материалом: помимо выставок здесь можно проводить лекции, конференции, музыкальные встречи и небольшие концерты.
Особое внимание во всех помещениях уделено климату. «Музей с самого начала предъявлял очень строгие требования к соблюдению температурно-влажностного режима: он должен быть стабильным и не меняться в зависимости от времени года, погоды, температуры воздуха снаружи», — подчеркнул Михаил Россиев. Он пояснил, что температура и влажность контролируются за счет множества датчиков, расположенных по всему залу: «С их помощью в реальном времени мы управляем вентмашинами, знаем, когда и где надо увлажнять или наоборот осушать воздух, контролируем температуру. Также у нас на объекте реализована система обеззараживания воздуха». Новый корпус и историческое здание музейного комплекса соединены 57-метровым пешеходным мостом, ключевая особенность которого — витражное остекление. Но доступ сюда будет только у сотрудников. Мост — особая гордость строителей. Этот переход называют «парящим»: его держат всего три опоры. Окна — с огнеупорными стеклами.
«Переход технологический, служебный. По нему может передвигаться персонал Третьяковской галереи, могут перевозиться экспонаты для выставок либо для проведения каких-то ремонтно-реставрационных работ», — пояснила Наталья Зарубина. Михаил Россиев указал, что, несмотря на легкость и ажурность конструкции, это очень сложный объект. «Снаружи переход полностью остеклен, поэтому создается впечатление, как будто это парящий мост. Но конструкция в действительности мощная, мостовая, несущая способность моста довольно значительная, по нему любой экспонат, любого веса и размера без помещения в специальный контейнер можно переместить из фондов в выставочные залы или мастерские и обратно, соблюдая, опять же, климатический режим», — рассказал он.
По мнению генерального директора Третьяковской галереи Елены Проничевой, новое здание станет бесценным подарком музею и всем поклонникам искусств. «Оно открывает для нас новые возможности, и в первую очередь, это суперсовременные реставрационные мастерские масляной живописи, которые позволят нам работать с крупноформатными полотнами. Новые пространства получат творческие мастерские, благодаря чему мы сможем существенно увеличить количество слушателей», — сказала она.
Первые посетители придут сюда насладиться изобразительным искусством осенью, когда откроется выставка «Передвижники», однако уже в мае в одном из залов нового здания состоится церемония вручения первой Национальной премии в области музейного дела имени Дмитрия Сергеевича Лихачёва — так что «сверхновая» Третьяковка готовится к встрече гостей.
Номер публикации: №13 05.04.2024