
В этом контексте строительство мостов становится не просто инженерной необходимостью, а одним из важнейших факторов развития мегаполиса. Их возведение делает город более доступным и удобным для жизни: они помогают разгрузить основные магистрали, сокращают время в пути и уменьшают транспортные заторы, с которыми сталкиваются тысячи москвичей ежедневно.
Планы по строительству
Оценив транспортную ситуацию в контексте мостов в столице, власти города взялись за дело и начиная с 2011 года построили 33 автомобильных моста через Москву-реку, канал имени Москвы, Кожуховский затон и затон Новинки, а также мостовые переправы через реки Битцу, Десну, Лихоборку, Молодцы, Пахру, Пехорку, Сетунь, Сосенку, Сходню, Цыганку, Яузу.
Однако и на будущее планы не менее масштабны, заверил руководитель Департамента строительства транспортной и инженерной инфраструктуры города Василий Десятков: «В Адресную инвестиционную программу включено строительство шести автомобильных и четырех пешеходных мостов. В нынешнем году откроем три автомобильных моста, в 2026 году — два автомобильных и четыре пешеходных, в 2027-м — еще один автомобильный».
Среди новых сооружений, которые по задумке проектировщиков призваны стать архитектурным украшением города, можно назвать вантовый мост через Москву-реку между поселком Рублёво и застраивающимся на противоположном берегу микрорайоном Рублёво-Архангельское. Длина моста с двумя полосами движения в каждом направлении составит с подходами к нему 390 м, а ванты будут закреплены на пилоне кольцеобразной формы.
Как рассказал начальник Управления перспективных проектов Института Генплана Москвы Виталий Лутц, специалисты выявляют и просчитывают территории, где необходимы новые мосты. «Одна из сложностей, с которыми сталкиваются городские строители, — так называемые «красные линии», ограничивающие застройку и часто тормозящие развитие инфраструктуры. Институт Генплана берет на себя решение этих проблем, разрабатывая концепции мостов с учетом особенностей каждой территории», — пояснил он.
По мнению заместителя главного инженера по проектированию транспортной инфраструктуры Marks Group Евгения Астафьева, одним из заметных трендов последнего времени становится строительство пешеходных мостов, которые должны стать не просто переходами через реки или дороги, а полноценной частью городской среды: «Город уделяет большое внимание формированию качественной городской среды, многокилометровых пешеходных маршрутов и туристических связей внутри Москвы. Это требует особого отношения, в том числе и к проектированию мостов».
Переправа или украшение?
Вместе с увеличением количества проектов выросли и требования к мостам. Сегодня в Москве они перестают быть просто инженерными конструкциями, а превращаются в многофункциональные объекты, которые не только связывают берега, но и создают новые городские пространства, объединяют архитектуру и природу, делая город более удобным и красивым.
Кстати, целый ряд нестандартных архитектурных и планировочных решений был принят из-за особенностей мест их будущего строительства. «В том числе и из-за этого появляются необычные и выразительные формы — мосты-бумеранги, мосты-скрепки и даже мосты-пауки. Например, мост на Яузе возле Бауманского технического университета получил форму скрепки. Он оборудован трибуной, где горожане и студенты могут остановиться и провести время», — отметил Виталий Лутц. В качестве другого примера он привел мост через Нагатинскую пойму, по форме напоминающий бумеранг. Такая конструкция идеально вписалась в дорожную сеть района, обеспечив удобное транспортное сообщение и гармоничный ландшафт. «Мы не просто проектируем мосты, а создаем уникальные объекты, которые решают транспортные задачи и становятся частью городской культуры», — добавил представитель института.
В свою очередь, главный архитектор бюро Atrium Полина Явна рассказала о проекте пешеходных мостов, которые органично вписаны в парковую зону «Зеленая река» на территории одного из жилых комплексов. Благодаря разведению потоков автомобилей и пешеходов на разные уровни жители могут гулять, не опасаясь машин, а мосты становятся естественным продолжением зеленых территорий.
Многообразие функций
Не менее значимой частью дискуссии стал разговор о функциональном содержании мостов и перспективах их наполнения дополнительными помещениями. По мнению экспертов, превращению мостов в финансово привлекательный вид недвижимости мешает стоимость строительства: затраты на возведение инженерных конструкций столь высоки, а потенциальный объем площадей, пригодных для коммерции, настолько мал, что окупаемость проекта оставляет желать лучшего.
Выходом из положения, по мнению Полины Явны, может стать строительство на одном из берегов недвижимости, интегрированной с мостом: «Таков, например, проект моста на территории бывшего завода ЗИЛ, который визуально объединен с небоскребом бизнес-центра. Архитектурные детали сооружения повторяют элементы фасада здания, создавая эффект плавного перехода горизонтальных линий в вертикали высотки, усиленный продуманными цветовыми и световыми решениями. Кроме того, проект решает важную задачу — улучшает доступ к реке, что сегодня становится все более актуальным для развития городской среды».
Федеральный масштаб
Стоит отметить, что работа по повышению связанности территорий, в том числе и с помощью строительства мостов, ведется не только в столице, но и в масштабах всей страны. Так, по словам вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, к 2030 году в объемах федеральной дорожной сети планируется построить более 100 мостов общей длиной 40 км.
«Строительство мостов и искусственных сооружений в регионах имеет колоссальное значение для миллионов людей. Мостостроение в стране заметно набирает обороты, становится площадкой для применения инновационных технологий, которые увеличивают срок службы одних из самых сложных элементов дорожного строительства. Только за последние годы дорожно-транспортный каркас страны пополнился несколькими выдающимися сооружениями», — рассказал вице-премьер, назвав в качестве примеров Керченский мост, вантовый мост через Оку на трассе М-12 «Восток» с его уникальным архитектурным обликом, железнодорожный мост через реку Ареду на Транссибе, Высокогорский мост через Енисей в Красноярском крае, Архангельский мост через Шексну, мосты через реки Свирь в Ленинградской области, Обь в Сургуте, Волгу на обходе Твери.
Всего же на федеральной дорожной сети, подведомственной Росавтодору, в процессе строительства и реконструкции находится свыше 250 искусственных сооружений. Около 500 автомобильных, пешеходных и железнодорожных мостов действует в Москве
Номер публикации: №24 11.07.2025