Собирая регионы

Shutterstock.com

Международный маршрут «Европа— Западный Китай» даст толчок развитию внутренних районов России

Международный транспортный маршрут «Европа—Западный Китай» (МТМ ЕЗК) не только свяжет Европу и Китай, но и поможет развитию туристических и инновационных кластеров в российских регионах. Об этом шла речь на заседании межведомственного Координационного совета при Минтрансе России по вопросам развития транспортной инфраструктуры на существующих и перспективных автодорогах федерального значения, связанных со строительством МТМ ЕЗК.

На заседании, в котором приняли участие первый замминистра транспорта Иннокентий Алафинов и председатель правления государственной компании «Автодор» Вячеслав Петушенко, было решено провести анализ охвата транспортным коридором точек экономического роста регионов, а также синхронизировать его с развитием индустриальных и инновационных кластеров и туристических центров. Такая работа будет проведена с участием субъектов федерации, по которым проходит маршрут.

Как известно, МТМ ЕЗК состоит из трех основных участков. Первый проходит от Санкт-Петербурга до Москвы и включает в себя трассу М-11 и Центральную кольцевую автодорогу. Строительство М-11 предполагается завершить в 2019 году, а участков ЦКАД, входящих в состав международного маршрута, — до конца 2021 года. Таким образом, треть коридора будет функционировать уже в 2021 году.

Второй участок — это скоростная автодорога «Москва—Нижний Новгород—Казань». Она пройдет от Москвы до населенного пункта Шали (Республика Татарстан). Ее протяженность составляет около 750 км, включая обход Балашихи и Ногинска в Московской области протяженностью 21 км. Проектирование и строительство участка от Орехово-Зуева до Шали протяженностью 729 км предусмотрено в составе федерального проекта «Европа—Западный Китай», утвержденного в рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры до 2024 года. Объект будет строить госкомпания «Автодор».

Третий участок пройдет от скоростной автодороги «Москва—Нижний Новгород—Казань» до границы с Казахстаном. Здесь в основном будет задействована существующая дорожная сеть, в том числе части федеральной трассы М-5 «Урал» на подъезде к Ульяновску и к Оренбургу и участок федеральной трассы А-151. Наиболее значительным новым строительством на этом участке станет обход Тольятти с мостовым переходом через Волгу и выходом на автодорогу М-5 «Урал». Финансирование проекта также предусмотрено в составе федерального проекта «Европа—Западный Китай».

На совещании также обсуждались вопросы развития территорий вокруг нового коридора. Надо заметить, что власти некоторых регионов даже включились в борьбу за то, чтобы МТК проходил именно в пределах их территории. Выгоды от этого очевидны: транспортная связность и насыщенность дорожной сети, новые рабочие места, интенсивный транзит через регион и т. д. Так, глава оренбургского Минстроя Алексадр Полухин сообщил, что протяженность участка по территории Оренбуржья составляет 470 км. Пересекают и примыкают к нему 70 автомобильных дорог. По пути маршрута располагаются крупные индустриальные центры — ПАО «Оренбургнефть» в Бузулукском районе, Сорочинский маслозавод, а также соленые озера в Соль-Илецке. Синхронизация МТМ ЕЗК с производственными и туристическими кластерами регионов позволит улучшить экономическую ситуацию. В Оренбуржье маршрут проложен по уже существующей дорожной сети, но именно это потребовало дополнительных расчетов, поскольку поток транспорта увеличится в разы.

Строительство мостового перехода через Волгу позволит «привязать» к МТМ ЕЗК Самарскую область. «Этот мост не просто дорога в обход Тольятти, — отметил губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. — Самое главное — это включение региона в международный транспортный коридор «Европа—Западный Китай».

Мостовой переход через реку Волгу в районе села Климовка на территории Самарской области станет важным элементом международного транспортного коридора «Европа—Западный Китай». «Я год восстанавливал, как я сам говорил, географическую справедливость. Ходил по всем кабинетам, доказывал, что, если через нас пойдет дорога, она будет на 400 км короче», — подчеркнул губернатор. Разумеется, Дмитрий Азаров в данном случае имел в виду не только большую привлекательность окончательной трассировки для проекта МТК в общем, но и выгоду от прохождения трассы через подопечную ему область.


Справочно:

На территории субъектов РФ, тяготеющих к МТМ, проживает 35-38 млн человек, или 25-27% населения РФ. В экономике этих регионов занято 18,5-20 млн человек (27-29% от общей численности занятого населения РФ), создается свыше 11 трлн рублей валовой добавленной стоимости страны (более 40% ВВП РФ), на них также приходится около 55% внешнеторгового оборота РФ. К 2030 году в зоне тяготения МТМ прогнозируется увеличение объемов производства продукции обрабатывающих отраслей в 2,8 раза по сравнению с 2011 годом.

Теги: