Однако на этом планы московских метростроителей себя не исчерпали. «Программа развития столичной подземки гораздо более масштабна, чем запуск одного, пусть и уникального, метрокольца, — подчеркнул заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев. — В настоящее время ведутся проектирование и строительство новых линий, а также продление уже действующих радиусов. Могу заверить, что строителям хватит работы на ближайшие годы, да и на перспективу».
Темпы работ таковы, что до конца года на разных линиях метро в столице планируется завершить строительство шести станций.
В частности, в 2023 году предполагается закончить возведение трех новых станций «салатовой» линии — «Яхромской», «Лианозово» и «Физтех». Их открытие улучшит транспортное обслуживание районов Дмитровский, Восточное Дегунино, Бескудниковский, Лианозово и Северный — в результате жители смогут сэкономить до 20 минут при каждой поездке, разгрузится и Дмитровское шоссе. «Сейчас ведется архитектурная отделка и монтируются инженерные системы. Скоро начнем оснащение станций всеми необходимыми системами жизнедеятельности и подготовку к выходу на технический пуск к осени», — рассказал Андрей Бочкарев.
Также в этом году должен быть достроен участок Солнцевской линии со станциями «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково». Общая готовность участка «желтой» ветки протяженностью 4,9 км — более 70%, работы по сооружению станций и их архитектурной отделке продолжаются. Запуск этого дополнительного участка с метромостом через реку Ликову улучшит транспортное обслуживание Новой Москвы, а Внуково станет первым в России аэропортом с собственной станцией метро.
В текущем году планируется завершить и строительство станции «Потапово» Сокольнической линии. Этот проект является наглядным примером того, как строительство транспортной инфраструктуры стимулирует развитие прилегающей территории. По словам главы Департамента развития новых территорий столицы Владимира Жидкина, в зоне влияния перспективной станции планируется возвести несколько жилых районов с общей площадью недвижимости более 2,3 млн кв. метров. «Еще недавно эта территория пустовала, а совсем скоро рядом с будущей станцией метро появится высокоурбанизированная среда — здесь предполагается сформировать несколько современных жилых кварталов со всей необходимой социальной и торговой инфраструктурой, а также с местами приложения труда, — отметил Владимир Жидкин. — Всего здесь намечено возвести порядка 1,3 млн «квадратов» жилья и более 1 млн кв. метров нежилых объектов».
Параллельно с этим развернуты работы по строительству Троицкой линии. Проект этого радиуса, который после запуска протянется на 42 км, разбит на несколько этапов; на некоторых из них уже ведется строительство, другие еще на стадии проектирования. Строительство первого участка — от станции «ЗИЛ» до станции «Коммунарка» — планируется завершить в конце следующего года, участок от станции «Коммунарка» до города Троицка находится на стадии разработки градостроительной и проектной документации, а запуск всей линии намечен на 2028-2029 годы.
Если же говорить о проектах на их начальном этапе, то это прежде всего Рублево-Архангельская линия, где строители приступили к выносу инженерных коммуникаций, выемке грунта и укладке монолитного бетона; готовность участка между станциями «Шелепиха» и «Липовая Роща» составляет 8%.
Помимо этого, прорабатываются планы и на более отдаленную перспективу. В частности, к весне следующего года должна завершиться разработка проектной документации на Бирюлевскую линию метро, которая протянется от станции «ЗИЛ» в районы Бирюлево Восточное и Бирюлево Западное. Новый радиус призван улучшить транспортное обслуживание юга и юго-востока Москвы, включая новые кварталы, строящиеся в рамках программы реновации.
Уже осенью будет готов проект нового участка Арбатско-Покровской линии со станцией «Гольяново», который проложат в створе Уральской и Уссурийской улиц, что исключает его негативное влияние на прилегающую застройку. Планируется, что «Гольяново» сможет обслуживать 70 тыс. жителей округи, из них 30 тыс. получат станцию в шаговой доступности от дома. Кроме того, она разгрузит станцию «Щелковская» как минимум на четверть. При этом для жителей района время поездки в центр города и обратно сократится в среднем на 40-45 минут.
Есть и еще один непростой разрабатываемый сейчас проект — строительство станции метро «Южный порт» на Люблинско-Дмитровской линии. Фактически строителям предстоит «посадить» станцию на действующий радиус с огромным пассажиропотоком. Хотя это и осложняет задачу, завершить разработку проекта власти рассчитывают уже к февралю.
Андрей БОЧКАРЕВ, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:
«БКЛ — это беспрецедентный проект по масштабам, скорости, сложности и в то же время по профессионализму и самоотверженности десятков тысяч людей, занятых на стройке»
Номер публикации: №17 19.05.2023