Регулирование + технологии

Регулирование + технологии

Shutterstock
Ждать ли прорыва в дорожно-транспортном комплексе?

Еще одним пунктом калининградской повестки дня НОСТРОЙ стало совместное заседание Технического совета и Комитета по транспортному строительству нацобъединения на тему «Техническое регулирование и современные технологии в дорожно-транспортном комплексе», которое привлекло на информационную площадку представителей практически всех участников рынка. Модераторы встречи — председатель Технического совета НОСТРОЙ Равиль Умеров, председатель Комитета по транспортному строительству НОСТРОЙ Леонид Хвоинский и вице-президент Российского Союза строителей (РСС) Анвар Шамузафаров — подобрали спикеров таким образом, чтобы рассмотреть проблемы стройкомплекса всесторонне, найти эффективные решения, так как без совместных усилий невозможно продуктивное выполнение национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД).

Именно на это обратила внимание начальник отдела реализации нацпроектов департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ Елена Амалицкая, подчеркнувшая, что в 2021 году будут завершены работы на более чем 5 тыс. инфраструктурных объектов общей протяженностью 15,6 тыс. км, будет дополнительно выделено 4 тыс. патрульных машин, установлено 750 видеокамер, приобретено 412 пассажирских транспортных средств, что позволит модернизировать пассажирский транспорт и развивать магистральную среду.

В нацпроекте БКАД принимают участие 84 субъекта РФ и 105 городских агломераций, общее финансирование в соответствии с паспортом проекта с 2021 по 2024 год составляет более 2,617 млрд рублей. Строительство современных магистралей и качественный ремонт существующей дорожной сети невозможны без двух основных составляющих. Во-первых, это внедрение новых технических требований и стандартов обустройства автомобильных дорог, в том числе на основе цифровизации. В частности, будет утверждено 130 стандартов и технических требований. А во-вторых, необходимо развивать реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения. Планируется довести долю контрактов на осуществление дорожной деятельности, включенных в реестр, до 80 % к концу 2024 года. А основная цель всей этой колоссальной работы — снижение количества погибших в ДТП на 100 тыс. населения с 11,7 в 2019 году до 4 человек в 2024-м.

В свою очередь, руководитель проектного офиса по науке ФАУ «РОСДОРНИИ» Юрий Рюмин подчеркнул, что реестр уже активно ведется. Сейчас он включает более 360 технологий, 780 материалов, 240 конструкций, а всего в процессе задействовано более 1 тыс. участников. Это открывает новый подход к доступу самых последних разработок в области дорожного строительства.

О том, как новые технологии применяются на практике, рассказала заместитель директора департамента проектирования, технической политики и инновационных технологий госкомпании «Российские автомобильные дороги» Елена Аникеева на примерах дальнего западного обхода Краснодара и трассы М-12 («Москва—Казань»). Основная задача — повысить сроки эксплуатации между капитальными ремонтами до 24 лет, а ремонтами — до 12 лет. Этого невозможно добиться без нового подхода к дорожной одежде, в частности, активно внедряется система суперпэйв (superpave) — комплекс проектирования составов асфальтобетонных смесей, отвечающих требованиям новых технологий.

Острым оказалось выступление заведующего кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), президента Ассоциации бетонных дорог Виктора Ушакова. Он обратил внимание участников заседания на два момента: нарастающий дефицит качественных битумов и повышенный срок эксплуатации асфальтобетонных дорог. К тому же по капитальным затратам бетон дешевле на 30%. Специалисты МАДИ разработали ГОСТы на это покрытие, оно позволяет увеличить срок эксплуатации дорожной сети до 30 лет. Университет по заданию НОСТРОЙ разработал 54 профессиональных стандарта, но некоторые из них нуждаются в актуализации.

Заместитель директора по технологиям и качеству АО «ДСК «АВТОБАН» Евгений Кузнецов выразил обеспокоенность тем, что в настоящее время в дорожном строительстве насчитывается порядка 1,7 тыс. нормативных документов и технических условий. Каждый участник рынка стремится минимизировать свои риски, поэтому пытается подобрать самые удобные для себя регламенты, а это порождает противоречия. Не пора ли приостановить разработку новых документов и просто довести до логического завершения то, что уже начато, производить совершенствование внутри самих нормативных актов?

Председатель Комитета по транспортному строительству НОСТРОЙ Леонид Хвоинский подчеркнул, что комитет не только активно участвует в стандартизации (в частности, разработано более 250 профессиональных стандартов, утверждено 164 из них), но и совместно с МАДИ уделяет особое внимание практической помощи специалистам дорожно-транспортного комплекса методическими материалами. К примеру, выпущено 9 видеофильмов, которые раскрывают специфику работы отрасли; в работе находится еще 4 подобных фильма. Они будут полезны не только нынешним студентам, которые завтра на стройках будут воплощать новые технологии, но и тем, кто уже сегодня возводит магистрали и ремонтирует дороги.

Завершилось совещание двумя самыми эмоциональными выступлениями. Заместитель генерального директора по внешним связям ООО «Статус-Грунт» Максим Лебедев обратился к такой важной теме, как «Государственный подход к оптимизации и реальному сокращению затрат при реконструкции автомобильных дорог». По мнению спикера, хороший выход из положения — технологии холодного ресайклинга. Это позволяет реконструировать 1 кв. м дорожного полотна в ценовом диапазоне 1,3-1,5 тыс. рублей, в то время как обычная реконструкция в той же Кировской области составила 5,4 тыс. рублей. К тому же эта технология позволяет проводить реконструкцию со скоростью до 1 км в день. Более того, срок службы такого полотна увеличивается до 15 лет. Однако проектировщики не всегда готовы принять новые технологии.

За проектировщиков заступился вице-президент РСС Анвар Шамузафаров: «Выбор технологий — за заказчиками, которым легче работать по каким-то опробованным методикам. Регламентирующих документов более тысячи, поэтому главная задача на сегодня — создать координационный совет, который бы свел к минимуму противоречия в технических регламентах, которые рождаются в разных ведомствах. Без ведомственных взаимоотношений это будет разговор глухого со слепым».

Равиль Умеров, председатель технического совета НОСТРОЙ:

Screenshot_1.png

«Новые технологии не будут ждать, пока мы разработаем и примем технические регламенты. Основной базис уже заложен. Теперь нужно актуализировать то, что имеем. Есть дефицит специалистов, которые могут это сделать. А потому Технический совет НОСТРОЙ обращается ко всем профессионалам в этой области: подключайтесь к совместной работе»


Теги: