Эрик ВАЛЕЕВ, глава архитектурного бюро IQ:
Функция музея давно вышла за узкие рамки ознакомления с предметами искусства, быта или истории, а во многих городах такие здания обрели статус ключевых достопримечательностей. Новые проекты стремительно отходят от монофункции, превращаясь в мультизадачные общественные пространства, вовлекающие людей любых возрастов и интересов.
По схожему пути в последние годы идет и музейная отрасль в Москве. Вслед за преображением парков, набережных и среды начала меняться и выставочная культура.
Прибыль и впечатления
Музеи нового времени подразумевают полифункциональность, различные сценарии посещения, расширенные возможности повествования, получение разнообразного опыта. Сегодня это не только пространства с ценными предметами, но и интерактивные территории для встреч, обучения, созерцания, созидания. При посещении такого места у человека должна появляться возможность общаться, культурно, эмоционально и интеллектуально обогатиться, обретя новые знания, впечатления и навыки, и даже просто хорошо провести время с друзьями, получив при этом высокий уровень услуг и комфортные условия пребывания.
Современный музей помимо предоставления нового и максимально разнообразного опыта вполне способен еще и эффективно генерировать прибыль. Впрочем, здесь важно найти правильный баланс между академическим подходом, инновациями, развлечениями и собственно коммерцией. Москва и другие мировые столицы пребывают в постоянном поиске такого баланса в рамках работы с общественными пространствами и культурными объектами. Положительными примерами являются обновленные парки «Музеон», «Коломенское» и Парк Горького: сейчас они не только радуют горожан большим разнообразием функциональных сценариев, достойной эстетикой, удобной навигацией, безопасностью, но и стараются это монетизировать. Такой подход стимулирует развитие малого и среднего бизнеса, устанавливает планку качества сервисов в целом.
Интерактивный опыт
Музеи и галереи все больше стремятся отойти от консервативных схем общения с посетителями исключительно в формате «театра», где существует четкая граница между публикой и выставочным пространствам: для современного человека крайне важно чувство вовлеченности и причастности.
Одним из знаковых нововведений, обогащающих подобное взаимодействие, является технология дополненной реальности (AR). Примерно 5-7 лет назад ее постепенно начали интегрировать в общественный, культурный и деловой контекст, сейчас качество и количество таких процессов выросло на порядок. По сути, дополненная реальность — расширенное интерактивное восприятие материального мира, отображающее реальность с наложенной поверх нее измененной версией пространства. Для музейной сферы наиболее очевидное применение AR заключается в доступной визуальной подаче экспонатов, отображении информации, предоставлении дополнительного контекста для погружения в историю объекта. Такой подход отлично зарекомендовал себя на выставке ГИМ, посвященной 150-летию музея и истории России. Форум-выставка «Россия» на ВДНХ и вовсе стал для многих настоящим откровением в плане получения нового интерактивного опыта.
Есть и интересные зарубежные кейсы, например, проект лондонской Национальной галереи, выставившей цифровые копии экспозиций на оживленных улицах столицы Соединенного Королевства, — люди получили возможность «активировать» произведения искусства, сканируя QR-коды на стенах в самых неожиданных местах, а коллекции фактически переместились за пределы галереи в городскую среду, став доступны широкой аудитории.
Активно в свои программы подобные инструменты внедряют и площадки столичных музеев, галерей, поп-ап проектов, причем используют их далеко не только в контексте современного искусства на «Винзаводе», в «Гараже» или «ГЭС-2», но и в достаточно консервативных местах — Третьяковская галерея, ГИМ, музей им. Пушкина, музей на Поклонной горе фактически заново открыли себя для посетителей, взяв на вооружение цифровые технологии. Инновации позволили привлечь новую аудитории, повысить вовлеченность зрителя, стали дополнительным инструментом популяризации культуры.
Еще один интересный кейс по ту сторону границы — мультимедийный проект Vice World News. Его авторы попытались осмыслить проблему того, как вывезенные за пределы стран происхождения предметы могут быть помещены в оригинальный контекст. Фильтры на смартфонах и иммерсивные звуковые эффекты позволили посетителям сканировать бесценные предметы коллекций, такие как Бенинская бронза, Розеттский камень и мрамор Парфенона, получая более полное представления о том, как они могли бы восприниматься в своей родной культурной среде.
Интерактивность стала отличным способом дополнить восприятие физической реальности. В Музее звука в Копенгагене представлены музыкальные инструменты, использовавшиеся в разных странах мира на протяжении всей истории человечества. В дополнение к экспонатам внутри оборудованы четыре звукозаписывающие студии для использования в качестве интерактивных классных комнат.
Самым передовым направлением в музейной индустрии являются технологии искусственного интеллекта. Нейросети могут сделать экспозиции более индивидуализированными, а интерактив с любым предметом настолько глубоким, как только пожелает посетитель.
Жизнь в новом формате
Впрочем, любое ноу-хау, получившее быстрое распространение, рискует стать навязчивым. Именно поэтому крайне важны совместная тонкая работа архитекторов, кураторов, хранителей, создателей контента, поиск баланса виртуального и физического миров. Современные технологии не самоцель, а яркий способ добавить дополнительный уровень восприятия и ощущений.
Передовые решения — шаг навстречу новым зрителям, молодому поколению и веский аргумент в борьбе за внимание и свободное время человека. Будущее музейной индустрии Москвы лежит в русле расширения диапазона типологий объектов, развития общественного функционала и вдумчивого включения новых технологий в эстетику. Выставочные пространства превратятся в мультифункциональные образовательные и досуговые площадки, центры культурной жизни районов и города в целом.
Дополнит опыт посетителя также и разрешение заглянуть за кулисы музейного дела, увидеть работу ученых и реставраторов, узнать, что происходит с экспонатами за пределами выставок. Впрочем, не менее важна и возможность просто погулять, устроить фотосессию, отдохнуть от повседневных дел.
Музеям не стоит пренебрегать проведением концертов, перформансов, семинаров, лекций и других активностей, не связанных напрямую с выставками. Такой подход активирует интерес общественности, позволяет уйти от обыденности. Можно пойти дальше и представить реализацию качественных ресторанных концепций, которые могут дополнять и обогащать опыт посещения места.
Современный музей — органичное продолжение городской среды и во многих смыслах ее неотъемлемая часть, а не закрытый анклав. Будущее городов — за трансформацией городской ткани в бесшовное комфортное пространство, насыщенное активностями, знаниями, культурой, историей, спортом, технологиями. Каждый парк, сквер, бульвар, музей и спортивная площадка в нем смогут гармонично продолжать и дополнять друг друга.
Номер публикации: №41 25.10.2024