Пространство обучения

Более трех десятков образовательных учреждений построено по программе «Стимул» в 2019-2020 годах

В этом году из-за пандемии коронавируса новый учебный год начался не совсем обычно — во многих школах не было традиционной линейки, а в классах рассаживают меньше учеников. И все же занятия начались — 17 миллионов школьников и 1,2 миллиона учителей пришли в школы, в том числе и в совсем новые, недавно построенные.

Как сообщил заместитель председателя правительства России Марат Хуснуллин, в 2019-2020 годах по программе «Стимул» национального проекта «Жилье и городская среда» в новых жилых микрорайонах было построено 32 образовательных объекта, в том числе 21 школа, рассчитанная более чем на 19,8 тыс. учащихся, и 11 дошкольных учреждений, рассчитанных более чем на 2,2 тыс. мест. Эти объекты возведены в 18 регионах, больше всего их появилось в Чеченской Республике (6), Воронежской (5) и Ленинградской областях (3). До конца года по программе «Стимул» планируется ввести еще 18 образовательных учреждений.

«В настоящее время в субъектах России продолжается реализация программы «Стимул», на средства которой возводится 74 объекта образовательных учреждений, в том числе 49 школ более чем на 46 тыс. учеников и 25 детских дошкольных учреждений, рассчитанных на 5,96 тыс. мест», — сообщил глава Минстроя России Владимир Якушев.

Новые образовательные учреждения заметно отличаются от тех, что были построены несколько десятилетий назад. Как отмечают архитекторы, меняются форматы обучения, а значит, меняются и школьные здания.

«Современная школа — это больше гибких пространств, — считает основатель архитектурной студии IND architects Амир Идиатулин. — Например, раньше школьные актовые залы использовали 2-3 раза в год — по большим праздникам. Теперь помещения делают трансформируемыми: можно поставить и убрать перегородки, расставить стулья и проводить дополнительные занятия».

По мнению некоторых специалистов, школьное пространство должно больше походить на то, с чем учащиеся столкнутся в будущем. «Сейчас все мы работаем в оупен-спейсах, школа должна готовить учеников и к этому, — считает руководитель UNK project Юлий Борисов. — Столовую в западных школах выводят в рекреацию, аналог фуд-корта в торговом центре, у нас пока это сложно сделать из-за нормативной базы, но попытки есть».

Конечно, реализовывать новые подходы проще при строительстве частных школ. В школах типовых, которые возводятся по госзаказу, архитектурные инновации внедрить сложнее, но можно. «В муниципальных школах не такое шикарное оборудование, кабинеты, но это не значит, что возможности у них хуже, — полагает Юлий Борисов. — Приведу аналог с жильем: в эконом-, комфорт-, бизнес-классах жилье бывает хорошее и плохое, комфортное и некомфортное».

Большое значение придается сегодня комплексному планированию всей территории. «Сейчас к благоустройству социальных объектов приковано особое внимание. Это отдельный пласт проектирования, — рассказывает главный архитектор проектов градостроительного бюро Master’s plan Юлия Нуртдинова. — В идеале должна создаваться не скучная школьная территория, обнесенная забором, а среда, которая не ограничивает, а формирует мышление. Хотелось бы, чтобы школы нового стандарта были именно такими. Чтобы школа не была просто коридорами и стенами, а присутствовал инновационный, вдохновляющий подход. Мы знаем, что у детей воображение работает лучше, чем у взрослых, их может вдохновить абсолютно любая вещь. Чем свободнее подход к проектированию — тем интереснее и эффективнее будут наши школы».

Справочно:


Школа перспективных исследований — новое структурное подразделение Тюменского государственного университета. Предложенная архитекторами концепция не предполагает отказа от учебных кабинетов, но расширяет спектр возможностей: предусмотрены трансформируемые пространства под разные сценарии, большие аудитории для нескольких групп. Комплексная образовательная среда формируется не только за счет разных масштабов аудиторий, но и за счет рекреационных зон.

Справочно:


Образовательный комплекс «Точка будущего» в Иркутске — частный благотворительный проект фонда «Новый дом». Школа обеспечивает полный цикл обучения — от детского сада до старших классов. В основе концепции — гибкое сочетание собственной инициативы учащихся, учебы и игры с организованными школой мероприятиями. Форма круга выражает идею объединяющего сообщества, а его центр становится узловой точкой и получает особый статус.

Качество — на высоте

Первый заместитель министра строительства и ЖКХ России Ирек Файзуллин принял участие в открытии нескольких школ в Казани. 1 сентября в столице Татарстана начал работать первый полилингвальный образовательный комплекс «Адымнар — путь к знаниям и согласию» с углубленным изучением русского, татарского и английского языков. Комплекс включает в себя три школы: реконструированную начальную на 480 мест, новую билингвальную на 800 мест и новую полилингвальную на 1224 места. В составе последней будет работать интернат на 240 мест для иногородних детей. Кроме того, в состав комплекса войдут детские сады и круглогодичный центр дополнительного образования на 270 мест.

Кроме этого, в Казани открылся новый корпус Международной школы. Наряду с универсальными учебными аудиториями в школе организованы творческие мастерские, научные лаборатории, видео-и звукозаписывающая студия, современная библиотека, бассейн и тренажерный зал. Международная школа Казани начала свою деятельность в 2014 году и готовит учеников 1-9 классов по международным образовательным программам. «Качество строительства объектов, которые сегодня посмотрели, — на высоте, — отметил Ирек Файзуллин. — Открытие таких передовых учебных заведений — это очередной важный шаг на пути создания комфортных условий для обучения детей. Здесь ученики смогут раскрыть свой потенциал, найти область знаний, в которой будет интересно развиваться при выборе высшего учебного заведения»


Теги: