Московская городская дума (МГД) нового созыва взялась за обсуждение знаковых градостроительных проектов. В планах депутатов — проведение круглых столов и дискуссий по крупным стройкам, вызывающим вопросы и опасения горожан. Одна из первых таких встреч была посвящена проекту Коммунарской линии метро.
Первые проектные предложения по строительству линии метро, связывающей юго-западную часть города и территории, которые относятся сегодня к Новой Москве, были предложены еще в 1970-х годах. Рассматривались разные варианты прокладки линии с организацией пересадок на станциях Калужско-Рижской ветки «Теплый Стан», «Новые Черемушки», «Профсоюзная» или «Академическая». Технический коридор для проходки был заложен в Генеральном плане развития столицы, принятом в 2010 году.
В конечном итоге при разработке проекта трассировки за основу был взят вариант, согласно которому ветка должна пройти от станции «Улица Новаторов» Большой кольцевой линии вдоль Ленинского проспекта, далее вдоль улиц Дмитрия Ульянова и Большой Черемушкинской до станции «Крымская» Московского центрального кольца (МЦК). Второй участок линии протянется от станции «Улица Новаторов» до Коммунарки в Новой Москве.
Беспокойство жителей Академического, Гагаринского и Ломоносовского районов вызвали планы продления Коммунарской линии до МЦК. Они опасаются, что это вызовет большой приток людей и станет причиной перегрузки действующей инфраструктуры. Однако специалисты Института Генплана Москвы полагают, что дело обстоит с точностью до наоборот. Транспортная система юго-западной части города будет испытывать все возрастающие нагрузки и в конце концов просто «встанет» без Коммунарской линии. «Жители этих районов не смогут сесть в вагоны на станциях «Университет» Сокольнической и «Академическая» Калужско-Рижской линий, так как имеющаяся транспортная инфраструктура не справится с возрастающим пассажиропотоком», — заявила директор института Татьяна Гук.
В ходе дискуссии местные жители высказывали мнение, что заниматься проходкой новой линии следует через 5-10 лет, когда соответствующее развитие получат районы, расположенные вдоль нее. Но главный инженер Института Генплана Москвы Михаил Крестмейн пояснил, что для полноценного и гармоничного развития мегаполиса линии скоростного транспорта необходимо проектировать заблаговременно. «Надо понимать, что все мы живем не только в своем дворе или районе, мы жители крупной московской агломерации, одного из крупнейших мегаполисов мира, — сказал он. — Развитие транспортной системы, в том числе линий скоростного транспорта — электричек, метро или трамваев, необходимо просчитывать минимум на 15 лет вперед, потом будет поздно».
Не менее горячо в ходе круглого стола обсуждался вопрос сохранности домов, под которыми пройдут тоннели новой линии. Однако строители заверили горожан, что современные технологии позволяют возводить подземные объекты без ущерба для существующей застройки. По словам главного инженера «Мосинжпроекта» (оператор строительства метро в Москве) Николая Бабушкина, перспективная линия пройдет в устойчивых грунтах на глубине тридцати и более метров, что исключает какое-либо воздействие на жилую застройку. Еще одним мифом строители назвали высокий уровень шумов от строительства метро. По мнению экспертов стройкомплекса, проект строительства новой линии метро отвечает всем перспективным планам развития мегаполиса, и в то же время не несет ухудшения качества жизни москвичей. Градостроительная же привлекательность Коммунарской линии во многом определяется количеством пересадок, образуемых с другими линиями метрополитена, МЦК, железнодорожными направлениями, которые позволят пассажирам выбирать оптимальные маршруты, минуя центр города.
Справочно:
Согласно существующему проекту, на Коммунарской линии планируется построить два участка длиной 8,7 км и 7,2 км соответственно со станциями «Улица Новаторов», «Университет Дружбы народов», «Улица Генерала Тюленева», «Славянский мир» (первый участок), «Мамыри», «Коммунарка», «Столбово». В дальнейшем планируется продлить ветку до города Троицка
Номер публикации: №48 6.12.2019