Придется раскошелиться

Shutterstock
Эксперты предложили ввести плату за въезд в центр Петербурга

Власти Северной столицы обнародовали проект схемы развития дорожного движения в городе до 2033 года. Помимо строительства новых магистралей, документ предусматривает организацию платного въезда в центр Петербурга, расширение зоны платной парковки и приоритетное развитие общественного транспорта, на который, по расчетам специалистов, пересядет до 80% населения. Разработкой проекта занималась московская компания «Строй Инвест Проект». Бюджету города он обошелся в 40 млн рублей.

Узкие места

Авторы проекта отмечают, что в последние годы транспортная проблема в Петербурге обострилась. Средняя скорость движения за последние пять лет снизилась до 25 км/ч, а в часы пик — до 5-10 км/ч. Время в пути для тех, кто едет на работу и учебу на общественном транспорте, в среднем составляет более 70 минут. «Основная причина неблагоприятной транспортной ситуации — несоответствие пропускной способности дорог растущему спросу на передвижение личным транспортом», — отмечают эксперты.

Среди точек, где систематически образуются транспортные заторы, специалисты упоминают Светлановскую площадь, площадь Мужества, подходы к мостам через Неву, подходы к Московскому и Невскому проспектам, пересечение Коломяжского и Богатырского проспектов, транспортный узел у метро «Черная речка». Кроме этого, в последние годы на периферии города шло активное жилищное строительство, а новые рабочие места создавались преимущественно в центре. При этом система скоростного общественного транспорта не получила в Петербурге адекватного развития.

Авторы проекта схемы развития дорожного движения предлагают разделить работу на три этапа: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. В рамках первого планируется начать строительство Широтной магистрали скоростного движения (Восточный скоростной диаметр) и реконструировать Приморское шоссе. На втором этапе (2024-2028 годы) предполагается закончить строительство ШМСД, сформировать магистраль на участке от проспекта Стачек до проспекта Энергетиков с мостом через Неву в створе Большого Смоленского проспекта и построить Южную широтную магистраль от Волхонского шоссе до Металлостроя. На третьем этапе (2029-2033 годы) планируется завершить формирование дорожной сети на севере и юге города.

Разработчики также предлагают ввести новые требования к обустройству дорог, создать приоритетные условия для движения общественного транспорта, увеличить количество улиц с односторонним (примерно на 77,4 км) и реверсивным (на 5 км) движением и ввести светофорное регулирование для повышения как средней скорости автомобилей, так и безопасности. Подсчитано, что наибольший эффект от одностороннего движения получит Обводный канал.

Рост платежей

Не меньший интерес представляет та часть документа, где говорится об изменении порядка движения и парковки на существующих улицах. Здесь главный акцент разработчики сделали на расширение зон платной парковки и введение платы за въезд в центр города. Зоны платной парковки предлагается в 2019-2023 годах распространить на весь Центральный район по границе Невского проспекта вплоть до моста Александра Невского, а также на улицы, прилегающие к станциям метро «Садовая» и «Гостиный двор». В 2024-2028 году водители начнут платить за парковку в районе от Невского проспекта до Обводного канала, в 2029-2036 году — на территории Адмиралтейского района вплоть до судостроительных заводов. Вводить платную парковку в Василеостровском и Петроградском районах и в зоне, прилегающей к порту, пока не планируется.

Ну и, пожалуй, главной «фишкой» предложенного плана является идея введения платы за въезд в центр Петербурга. Чтобы не ставить на пути автолюбителей шлагбаумы, авторы документа советуют оборудовать пункты оплаты на мостах, расположенных в историческом центре города (Благовещенском, Дворцовом, Троицком). Всего предполагается установить 48 таких пунктов. По расчетам, организация платного въезда в центр снизит объем транзитного потока более, чем в три раза. Впрочем, даже приблизительные сроки воплощения этого предложения в жизнь в плане не указаны. Для финансирования мероприятий комплексной схемы организации дорожного движения потребуется выделить из бюджета Петербурга 270,7 млрд рублей, кроме того, планируется привлечь еще 6,5 млрд рублей из внебюджетных источников.

Мнение

Предложенный вариант схемы организации дорожного движения Петербурга уже вызвал множество замечаний. Так, по мнению координатора Центра прикладной урбанистики Бориса Юшенкова, платный въезд в центр города был актуален 10-20 лет назад. Сейчас на пороге новые технологии, и было бы очень странно копировать позавчерашние решения. В свою очередь, директор компании «Таксовичкоф» Максим Федоров считает, что это очень перспективная тема и сюда необходимо вкладывать ресурс. При этом он отметил, что как автовладелец он против платного въезда в центр и платных парковок, но как владелец таксомоторной компании — за, потому что это увеличит количество пользователей такси, каршеринга и общественного транспорта.