Отправная точка

Глава столичного Стройкомплекса о планах развития метро

В Москве состоялся запуск первого участка Большой кольцевой линии (БКЛ) метро, включающего в себя 5 станций. О том, как новый контур столичной подземки изменит жизнь города, когда откроются новые станции на БКЛ, а также в какие районы будут продлеваться радиальные ветки, в эксклюзивном интервью «Стройгазете» рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

«СГ»: Марат Шакирзянович, насколько первый участок БКЛ разгрузит столичную подземку и облегчит жизнь пассажирам?

М.Х.: Открытие первого участка, без преувеличения, событие эпохальное для всей транспортной системы Москвы. К тому же в Москве давно не запускалось одновременно пять станций – с 1992 года. Причем, четыре из них – пересадочные. Этот участок - от «Делового центра» до «Петровского парка» - длиной в десять с половиной километров - имеет пропускную способность миллион сто тысяч человек в сутки. И уже сейчас он поможет примерно на 15% разгрузить Таганско-Краснопресненскую и Замоскворецкую линии, а также снять часть пассажиропотока с перегруженной Кольцевой.

Благодаря этому участку значительно улучшится транспортная ситуация в пяти районах Москвы, где более 400 тысяч жителей получили самый быстрый и удобный общественный транспорт - метро - в пешей доступности. Улучшится транспортное обслуживание делового центра «Москва-Сити». Многие пассажиры смогут сэкономить времени в пути, например, до открытия первого участка, чтобы доехать от «Делового центра» до станции «Динамо», нужно было потратить как минимум полчаса, а теперь всего 12-15 минут.

«СГ»: Какие сложности были основными при строительстве этого участка кольца?

М.Х.: Особенности есть на каждом участке строительства метро. На первом участке БКЛ мы столкнулись с очень сложными, водонасыщенными грунтами. Трудность состояла еще и в том, что из пяти станций четыре строились как пересадочные либо с МЦК, либо с радиальными ветками. Такие станции всегда сложнее строить, и времени на это нужно больше, и ресурсов.

К тому же, пришлось переносить инженерные сети. Эта вообще одна из главных сложностей при строительстве метро, особенно там, где плотная застройка, а данный участок как раз один из таких.

Очень многое зависит от внешних факторов, включая погодные сюрпризы. Например, когда норма осадков выше стандартной, усиливаются подводные реки, идет попадание воды в сложный грунт, и возникают трудности: изначально планируем пройти определенный участок тоннелем, а приходится использовать систему заморозки.

«СГ»: Применялись ли какие-нибудь интересные технические решения при строительстве станций этого участка БКЛ?

М.Х.: Да, конечно. В первую очередь, я бы отметил инновационное решение, примененное при сооружении станции «Деловой центр». Это настоящий подземный город, где пересекаются сразу три линии метро, а над ними – небоскребы. Так вот, чтобы им не навредить, специалисты проложили специальные «вибропути». Это плита, подвешенная на специальных пружинах по которой проходят пути. Они амортизируют, когда на платформу подъезжает состав, и практически полностью нейтрализует вибрационное воздействие на высотки и другие здания.

На станции «Хорошевская» оригинально выполнены современные системы на случай задымления - настоящие арт-объекты. Очень интересные решения использованы при строительстве станции «ЦСКА». Ее возвели открытым способом на внушительной глубине - 28 метров, то есть на высоту девятиэтажного дома. Сделали два вестибюля, обеспечивающих выход к Дворцу спорта «Мегаспорт» и в новый парк на Ходынском поле. При этом кровля второго вестибюля одновременно является и смотровой площадкой для посетителей парка.

«СГ»: Как сейчас идут работы на других участках второго кольца?

М.Х.: Еще три года назад было принято решение о поэтапном строительстве и вводе кольца целыми участками, а не отдельными станциями. С одной стороны это позволяет эффективнее решать транспортную проблему, с другой - рационально выстраивать весь рабочий процесс и распределять ресурсы.

На сегодняшний день у нас развернуты работы на всех участках Большой кольцевой линии метро. Сейчас проходку ведут семь тоннелепроходческих механизированных комплексов, но в будущем мы планируем задействовать еще 12 «щитов».

До конца этого года планируем открыть участок - от «Петровского парка» до «Нижней Масловки». Кстати, уже сейчас построены и введены в эксплуатацию тоннели между этим двумя станциями, а за «Нижней Масловкой» организованы оборотные тупики. Сама станция находится на финальном этапе строительства. В следующем году мы планируем закончить восточный участок. Таким образом, после запуска Кожуховской линии можно будет доехать фактически от Люберец до станции «Авиамоторная». Затем предполагается завершить основные работы на западном и юго-восточном секторе. Это позволит нам запустить в метро маршрут от «Рассказовки» до «Некрасовки» по Калининско-Солнцевской, Кожуховской линиям и Большому кольцу. В дальнейшем будут закончены работы на юго-западе и юге. В целом строительство Большой кольцевой линии планируется завершить к концу 2022 года.

«СГ»: Уже сейчас обсуждается возможность строительства новых радиальных линий. В какие районы столицы они придут?

М.Х.: Мы действительно при проектировании Большой кольцевой линии закладываем технические возможности строительства от нее радиальных веток метро, так что БКЛ играет еще и важную роль так называемого стартера. Фактически, линию от нее можно будет провести в любую точку мегаполиса, в первую очередь, в те районы, чьи жители все еще не имеют метро в пешей доступности.

Первая такая уже активно строящаяся ветка - Кожуховская. Ее участок от «Некрасовки» до «Косино» мы запустим к концу лета, а следующий, от «Косино» до «Нижегородской», где как раз и будет пересадка на БКЛ, откроется в следующем году.

В перспективе будет построено еще три радиальные ветки от Большого кольца. Это Рублево-Архангельская линия, которая возьмет начало от станции «Улица Народного Ополчения», линия в Троицк от станции «Улица Новаторов» через Коммунарку. Плюс разрабатываем проект перспективной линии от станции «Кленовый бульвар» в районы Восточное и Западное Бирюлево и в Щербинку. Когда эти ветки будут построены, пеший доступ к метро получат жители еще 16 районов Москвы.

«СГ»: Какова в общих расходах города на строительство доля средств, выделяемых на метро?

М.Х.: Ежегодно объем средств, выделяемых городом на строительство метро, растет. Метро было и остается нашим основным приоритетом, поэтому из всех средств, предусмотренной Адресной инвестиционной программой на строительство объектов госзаказа, более 70% приходится на транспортное строительство, и в первую очередь, на метро. На эти средства до конца 2020 года мы должны обеспечить ввод 55 станций подземки, 126 км путей и 6 электродепо. Большая часть всего этого уже находится в стройке. Речь идет о возведении и запуске в эксплуатацию очередных участков БКЛ, участка Калининско-Солнцевской линии до «Рассказовки», Кожуховской линии, продлении Люблинско-Дмитровской линии от «Селигерской» до «Дмитровского шоссе», строительстве станции Замоскворецкой линии «Беломорская», а также сооружение линий «Столбово» – «Севастопольский проспект» и «Саларьево» - «Столбово».