От починки до починки

Специалисты обсудили способы увеличения межремонтных сроков службы автомобильных дорог

Недавно в Московском автодорожном институте (МАДИ) прошла международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии: пути повышения межремонтных сроков службы автомобильных дорог», посвященная перспективам дорожного строительства в России. Как известно, задачи перед дорожниками стоят весьма амбициозные. За 2018 год все федеральные трассы должны быть приведены в нормативное состояние. К 2020 году в такое же состояние надо привести половину улично-дорожной сети в крупнейших городских агломерациях страны в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги», а к концу 2025 года — уже 85% этих дорог. Уже приняты решения о переходе на новые межремонтные сроки, которые вдвое превышают прежние и должны теперь составлять 12 лет, о проведении капитального ремонта дороги через каждые 24 года.

Все это потребует от отрасли значительного напряжения сил. Осилить такой фронт работ невозможно без новых технологических решений, новых материалов и передовой техники. И российские дорожники стараются перенимать зарубежные опыт и технологии, доказавшие свою эффективность. Так, например, в нашей стране успешно адаптирована и уже используется американская методика объемного проектирования асфальтобетонной смеси Superpave, получившая русское название «СПАС». Как показывает американский опыт, эта методика позволяет увеличивать сроки службы дорожного покрытия на 30%. Достичь такого результата удается за счет более точного и тщательного подбора состава асфальтобетона — параметров вяжущего и наполнителей, а также учета климатических условий в районе строительства. В сочетании с новыми модифицированными битумами и устройством защитных слоев, более устойчивых к износу, это позволяет увеличивать межремонтные сроки с привычных шести до двенадцати лет. Об этом говорил, открывая конференцию, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства (ФДА) Игорь Астахов.

Большой интерес у участников конференции вызвали выступления немецких специалистов, в частности представителя STRABAG Grossprojekte GmbH Алекса Эккерта. Как известно, именно Германия — один из лидеров в области строительства качественных долговечных дорог. Немцы строят дороги, руководствуясь, в первую очередь, принципом целесообразности. При общей протяженности автомобильных дорог общего пользования ФРГ более чем в 625 тыс. км длина автобанов составляет почти 13 тыс. км, 30% которых — дороги с бетонным покрытием. При этом немецким дорожникам известно, что прирост объема грузовых автомобильных перевозок в ближайшие годы составит примерно 3%, есть у них и информация и о примерном распределении этого прироста по направлениям. Это позволяет строить новые дороги и ремонтировать старые с учетом прогнозного трафика.

К сожалению, в России нередко еще применяются методики, которые сегодня выглядят анахронизмом, в том числе и пресловутый «заплаточный» ремонт. Можно, конечно, в месте дефекта полотна выдолбить кусок «плохого» покрытия и заделать его передовым для нас литым асфальтом. Но этого будет едва достаточно для шестилетнего «межремонта », 12-летний срок требует уже иного подхода. Как отметил в своем выступлении главный технолог российско-американской компании «БиЭйВи» (BAV), специализирующейся на внедрении современных технологий строительства, ремонта, содержания дорожных и аэродромных покрытий, Радий Ахмедьяров, есть сумма технологий, способных существенно увеличить сроки службы даже традиционных для России дорожных покрытий. Потому что если содержать дорогу в надлежащем состоянии, оперативно устраняя дефекты полотна, а также с помощью различных технологических мероприятий увеличивая его гидрофобность, усиливая поверхность к износу и колейности, то межремонтные сроки службы дороги, построенной по установленным новыми ГОСТами правилам, можно увеличить и за рамки принятого 12-летнего периода.


Кстати

Доказано, что устройство шероховатости дорожного полотна (нарезка алмазными фрезами продольных параллельных бороздок) способствует увеличению срока службы покрытия, а также препятствует возникновению эффекта аквапланирования, улучшает сцепление колеса с полотном и т.д.


Справочно

В настоящее время в России ведется работа по составлению полноценного свода правил и регламентов дорожного строительства. Напомним, что если в 2005 году было принято всего три новых отраслевых стандарта, то только за 2016 год — 245. Кроме того, с вступлением в силу требований техрегламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» по заказу Минтранса РФ, ФДА и ГК «Автодор» подготовлен 171 новый ГОСТ. Более 40% межгосударственных стандартов разработаны впервые, а остальные переработаны с учетом передовых отечественных и зарубежных требований.