От Хабаровска до Владивостока: транспорт пошел по самому загруженному участку трассы «Уссури»

От Хабаровска до Владивостока: транспорт пошел по самому загруженному участку трассы «Уссури»

От Хабаровска до Владивостока: транспорт пошел по самому загруженному участку трассы «Уссури» rosavtodor.gov.ru
Владимир Путин дал старт движению транспорта по реконструированному участку с 687-го по 703-й км (первый этап) федеральной трассы А-370 «Уссури» «Хабаровск—Владивосток» в Приморском крае.

На фоне предыдущих подобных мероприятий, когда открывалось движение по участкам в сотни километров, длина первого этапа «Уссури», 14,2 км, выглядит, на первый взгляд, не очень внушительной. Но все дело в стратегической важности всей трассы для Дальнего Востока и страны в целом: «Уссури» — единственная автомобильная дорога, связывающая напрямую два основных опорных города Дальневосточного федерального округа (ДВФО) — Хабаровск и Владивосток.

«У нас стало хорошей традицией в преддверии или в ходе Восточного экономического форума проводить сверку часов по поводу того, что сделано за прошедшее время. И с каждым годом объектов, необходимых для людей, проживающих на Дальнем Востоке, и для развития всего региона становится все больше и больше, — сказал президент на церемонии запуска движения. — Эти объекты современные, они имеют хорошие перспективы развития, а значит, такие перспективы в целом складываются и для всего этого огромного, стратегически важного для нас макрорегиона — Дальнего Востока. Это почти половина, 40% территории всей Российской Федерации».

Хроники «Уссури»

Федеральная автомобильная дорога А-370 «Уссури» протяженностью 760 км была построена всего за год в 1935 году силами военных дорожников. Но что это была за дорога? О строительстве трассы полностью в гравийном исполнении было принято постановление Совета труда и обороны СССР (11.12.1933). Специально под реализацию этого проекта, а также для возведении автодорог было сформировано Управление дорожного строительства Восточной Сибири и Дальнего Востока «Дальдорстрой», базировавшееся в Хабаровске. А в 1934 году с принятием второго пятилетнего плана развития СССР в него и был заложен проект дороги «Владивосток—Хабаровск».

И поскольку дорога отвечала интересам Министерства обороны, а кроме того в те годы дорожное строительство вообще входило в сферу интересов НКВД, для строительства трассы были сформированы две бригады дорожных войск — одна в Ростове-на-Дону, вторая в Киеве. Сразу после формирования эти воинские части были передислоцированы на Дальний Восток, где немедленно приступили к строительству. Одна вела трассу от Владивостока до Имана, вторая — от Имана до Хабаровска.

По словам министра транспорта РФ Андрея Никитина, в последние три года интенсивность движения на дороге А-370 «Уссури» выросла более чем вдвое за счет грузовой транспортной логистики, а также роста внутреннего туризма. Самый загруженный участок этой дороги и был реконструирован и переведен в первую техническую категорию. Впрочем, по словам министра, этот проект нельзя отнести к точечному реагированию по расшивке узкого места. «Уссури» будет и дальше совершенствоваться и расширяться: «На этом, безусловно, мы останавливаться не будем. Уже с этого года также начнется работа по строительству нового подхода к Владивостоку. Мы планомерно развиваем транспортную доступность дальневосточных регионов».

Становой хребет

Трасса А-370 не просто является единственной автомобильной дорогой, обеспечивающей автомобильное сообщение между Хабаровским и Приморским краями, она — становой хребет, ось местной транспортной сети дорог общего пользования Приморского края, обеспечивающая связь с общероссийской дорожной сетью. Именно поэтому запуску движения на малом в масштабах всей страны участке придается такое значение и «отмашку» ему дал глава государства.

Реконструкция на участке с 687-го до 703-го км между поселениями Раздольное и Кипарисово Надеждинского района Приморского края с полным правом претендует на статус крупнейшего проекта строительства и реконструкции федеральной дорожной сети на территории ДВФО. В рамках реализации проекта был выполнен большой объем работ по устройству земполотна — было перемещено почти 2 млн кубометров грунта, построено 39 водопропускных труб, а у поселка Алексеевка для обеспечения безопасности дорожного движения построен также подземный пешеходный переход.

На не самом длинном участке реконструкции пришлось возвести разноуровневые транспортные развязки у населенных пунктов Алексеевка, Кипарисово, Раздольное, Таёжный, а также в направлении на многосторонний автомобильный пункт пропуска (МАПП) Краскино на пограничном переходе границы с КНР. Из искусственных сооружений на участке нельзя не упомянуть мосты через реки Поповку (км 690) и Перевозную (км 697).

Второй этап реконструкции участка А-370 должен завершиться к зиме, он подразумевает устройство искусственного освещения на всем протяжении от 687-го до 703-го км. Будут возведены шумозащитные экраны вдоль близлежащих населенных пунктов. А еще планируется ввести в эксплуатацию четырехполосный путепровод через Транссибирскую железнодорожную магистраль в районе поселения Кипарисово. Все строительно-монтажные работы на путепроводе были закончены с опережением плана еще в прошлом году, остались работы по сооружению въездов и выездов на путепровод и косметические работы.

Весь 15-километровый участок получил категорию IВ: он имеет четыре полосы движения, осевое барьерное ограждение с разделением встречных потоков, две площадки для отдыха водителей и шесть автобусных остановок.

Реконструкция данного участка — это один из этапов реализации госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа».

Дороги на Восток

С тех пор, как макрорегион стал объектом пристального внимания федеральных властей, а также в связи с общим разворотом на Восток, транспортная инфраструктура здесь стала активно развиваться. И это не только Восточный полигон. Автомобильные дороги тоже должны выполнять свою часть задачи по всемерному развитию этих территорий.

Так, вдвое повысилась пропускная способность магистрали «Байкал» в Иркутской области. Это случилось благодаря строительству важного участка трассы, которая пошла в обход весьма аварийноопасного горного серпантина. Участок с 47-го по 55-й км дал необходимый импульс для развития трафика на трассе, к тому же сократив путь от Иркутска до Слюдянки на три километра. Да и класс дороги повысился с категории IV до II, что, в свою очередь, увеличило трафик с шести до четырнадцати тысяч авто в сутки. Также по этой дороге идет грузопоток в Китай и Монголию и обратно.

А старый опасный серпантин был демонтирован, рекультивирован и приведен в полное соответствие с экологическими нормами.

Положительный опыт было решено масштабировать. Например, в прошлом году ФКУ Упрдор «Прибайкалье» ввело в эксплуатацию еще один участок с 26-го по 47-й км взамен старого проблемного участка, который изобиловал проездами через населенные пункты, небезопасной геометрией полотна с резкими спусками, поворотами и местами с ограниченной видимостью.

Вместе с тем, в Магаданской области и Республике Саха (Якутии) всего месяц назад изза непогоды закрывалось движение на участках федеральной автодороги Р-504 «Колыма» «Якутск—Магадан».

Подведомственные Росавтодору ФКУ ДСД «Дальний Восток» и ФКУ Упрдор «Вилюй» принимают все необходимые меры для обеспечения безопасного и бесперебойного движения по участкам федеральной автомобильной дороги Р-504 «Колыма» в Магаданской области и Республике Саха (Якутии). Режим ЧС был введен на территории Хасынского, Ягоднинского, Тенькинского, Сусуманского, Омсукчанского и Среднеканского округов. Было закрыто движение всех видов транспорта на участке «км 1 681—км 1 800» между Оротуканом и Аткой из-за размыва временного обхода автомобильного моста через реку Чекай, а также на участке «км 1 554—км 948» в районе поселка Ягодное. На ликвидацию последствий ЧС было брошено несколько десятков единиц разнообразной спецтехники — от самосвалов и автогрейдеров до автопогрузчиков и других машин.

В обычном плановом режиме, но чаще всего с опережением графика идут ремонтные работы на находящихся в ведении ФКУ Упрдор «Южный Байкал» федеральных дорогах в Иркутской области, Забайкалье и Бурятии. Так, на магистрали А-333 «Кутлук— Монды—граница с МНР», а также на трассе Р-258 «Байкал» уже завершаются запланированные на нынешний год работы. Трасса А-333 — важнейший транспортный коридор к контрольно-пропускному пункту «Монды— Ханх» на российско-монгольской границе. Только она связывает автодорогу Р-258 «Байкал» с Тункинским и Окинским районами Бурятии.

Свидетельства оживления на этой огромной территории налицо, и дело не только в проводящемся регулярно Восточном экономическом форуме, но и в строительстве новых железных и автомобильных дорог. Ведь даже обновление БАМа, пропускная способность которого закладывалась с большим, как тогда казалось, запасом, — уже вчерашний день. Российский Восток требует большего.