Недетский размах: что делают столичные власти для повышения качества проектируемых школ и детских садов

Недетский размах: что делают столичные власти для повышения качества проектируемых школ и детских садов

Недетский размах: что делают столичные власти для повышения качества проектируемых школ и детских садов Максим Мишин, пресс-служба мэра и правительства Москвы/ АГН «Москва»
С 1925 года в начале лета в мире отмечается Международный день защиты детей (International Children’s Day). В российской столице этот день традиционно празднуется широко: для маленьких посетителей и их родителей открыты двери музеев, библиотек и центров госуслуг, их ждут в парках и на улицах города. Не остаются в стороне и строители: в последние годы объемы строительства детской и образовательной инфраструктуры значительно выросли, да и качество проектов стало намного выше.

Новая градостроительная политика Москвы направлена на формирование максимально комфортной и качественной городской среды. Такой подход подразумевает полицентричность и комплексность развития территорий, вследствие чего строительство социальной инфраструктуры остается одним из приоритетов. В первую очередь это находит выражение в размещении всей необходимой социальной инфраструктуры в шаговой доступности от жилья. Следуя этим принципам, с 2011 года в столице введено 385 детских садов, 165 школ и 184 спортивных объекта.

Не менее впечатляющие результаты у строителей в этом году. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарева, с начала года в городе завершено строительство 13 детских садов и 9 школ. «Все эти учреждения расположены в разных округах вблизи от новых или уже сформированных жилых кварталов, — подчеркнул он. — Открытие новых образовательных объектов мы стараемся синхронизировать со строительством жилья, чтобы новоселы могли сразу найти место для своих детей в шаговой доступности от дома».

Правильность выбранного Москвой «детского курса» подтверждают и социологи. Так, декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Евгений Михайленко пояснил, что при переезде в новое жилье одними из определяющих факторов выбора района являются безопасность и возможность развития детей. «Важный показатель качества района в глазах жителей — перспективы развития детей. Это и качественное благоустройство с большим количеством игровых и спортивных площадок, и наличие детских садов, общеобразовательных и специализированных досуговых школ, секций и кружков. Не менее важно, чтобы горожанин не боялся находиться в своем районе. Вопрос безопасности — один из базовых, тем более, когда речь идет о детях, о возможности отпускать ребенка в школу без сопровождения взрослых или на прогулку без присмотра старших», — подчеркнул эксперт из НИУ ВШЭ.

Наряду с этим стоит отметить, что все объекты возводятся с учетом современных образовательных требований. Для повышения качества проектируемых школ и детских садов в столице разработаны методические рекомендации для архитекторов. «Структурные схемы содержат описание основных алгоритмов проектирования и перечень ключевых позиций, необходимых для того, чтобы в итоге получился качественный и интересный объект. Речь не только о конкретных архитектурных приемах, но и о выборе материалов, цветовой палитры, форматов освещения и так далее. Это опыт, накопленный специалистами Москомархитектуры за долгие годы работы, основанный на проработке типовых ошибок в проектах», — отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

В соответствии с требованиями времени акцент сегодня делается на индивидуальные дизайнерские проекты, современное техническое оснащение, функциональность и комплексную безопасность. В новых школах и детских садах создаются все необходимые условия для всестороннего развития. Более того, перед проектировщиками зданий общеобразовательных школ стоит задача — создать условия не только для учебной, но и для научно-исследовательской деятельности учащихся. Например, предполагается обустройство современных кабинетов, в которых будет установлено высокотехнологичное оборудование. Проектами предусмотрены также обновленные спортивные блоки с просторными залами для занятий физкультурой и гимнастикой, пространства для проведения мероприятий, современные пищеблоки. А на прилегающих территориях размещаются благоустроенные школьные дворы со спортивными зонами и озеленением.

Показательно, что социальные объекты возводятся как за счет городского бюджета, так и на средства инвесторов. Еще в феврале 2021 года мэр Москвы Сергей Собянин утвердил новый механизм обеспечения горожан объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, предусматривающий заключение с девелоперами договоров участия в развитии и благоустройстве территорий, что подразумевает создание и передачу городу необходимых сооружений в рамках проектов строительства жилья. По данным председателя Москомстройинвеста Анастасии Пятовой, за это время заключено 93 таких договора. «По этим документам городу будут переданы 71 школа на 44 755 мест и 99 детских садов на 20 575 мест. С таким подходом город имеет возможность планировать обеспеченность жилой застройки городскими соцобъектами и контролировать сроки их строительства», — уточнила она.

Столь высокий интерес девелоперов к школам и детсадам можно объяснить изменившимся отношением застройщиков к социальной инфраструктуре: сегодня они воспринимают строительство школ и детских садов не как неприятное обременение, а как возможность повысить статус проекта, его престижность, а значит и стоимость.

1 млн рублей — примерная стоимость создания одного учебного места в школе или детском саду