Не только хор бабушек

Shutterstock
Дома культуры становятся основой для развития территорий

Одной из главных тем завершившегося на этой неделе фестиваля «Золотое сечение» стало развитие креативных индустрий, а вместе с ним переосмысление и перепрограммирование различных неэффективно использующихся объектов недвижимости. Этот симбиоз, пришли к выводу участники деловой программы фестиваля, открывает новые направления для развития экономики, напрямую влияет на жизнь людей и является важной составляющей комфортной городской среды, а значит, работает и на нацпроект «Жилье и городская среда».

Чаще всего понятие «креативные индустрии» ассоциируется с форматом арт-кластеров, появляющихся в бывших промзонах. Их судьбе была посвящена дискуссия «Креативные кластеры на промтерриториях: прогнозы и перспективы». Есть и альтернативные площадки, на которых могут развиваться креативные кластеры, а именно — система культурно-досуговых учреждений из тысяч дворцов и домов культуры (ДК), разбросанных по всей стране. Система ДК в различных формах существует с конца XIX века, когда государство и крупные промышленники строили народные дома, где рабочие могли проводить свободное время, обучаться грамоте и общаться. Это был эксперимент, начатый с намерением обеспечить каждому человеку доступ к культуре и дополнительному образованию, вне зависимости от места проживания и дохода. В дальнейшем, вплоть до 1990-х годов, типология ДК эволюционировала. На пике развития отечественная система ДК насчитывала 135 тысяч зданий, а их география сделала дома культуры хранителями локальной культуры и идентичности. Сегодня народные ремесла и фольклор в некоторых регионах до сих пор сохранились только благодаря ДК, где они поддерживались и развивались на протяжении десятилетий. При грамотной модернизации эта система могла бы оказать колоссальное влияние на устойчивое развитие общества и стать фундаментом развития креативной экономики. Практикам превращения ДК в новые центры культуры и развития креативных индустрий была посвящена дискуссия «ДК как площадки для развития креативной экономики».

Кураторы проекта модернизации ДК «Идентичность в типовом» Дарья Наугольнова и Алексей Боев рассказали, что в начале века, когда появились другие средства проведения досуга — торговые центры, кафе, кино и т.д., ДК занимались не созданием чего-то нового, а сохранением того, что уже есть (в основном это творческие студии, практически не изменившиеся с советского времени). «Сейчас посетители ДК, — отмечают кураторы, — это преимущественно пенсионеры, начавшие ходить туда еще в молодости, и дети, которых приводят родители или бабушки и дедушки, в то время как ДК мог бы обеспечивать досуг людям всех возрастов, так как его потенциал гораздо больше реализуемого сейчас». Как считают эксперты, сегодня происходит поиск новой типологии ДК, которые являются, в том числе, и важными градоформирующими объектами, особенно в небольших населенных пунктах. Обычно они имеют хорошую транспортную доступность, сложившуюся композицию окружающей застройки и рассчитаны на обслуживание определенного количества посетителей, живущих в шаговой доступности. Интересен и архитектурный облик ДК. Несмотря на то, что некоторые проекты были типовыми, построенное здание часто получалось уникальным: в каждом городе проект адаптировался к локальной идентичности, в отделке появлялись элементы, связанные с историей и традициями региона или города. За годы своего функционирования ДК порой обрастали еще большим количеством незаурядных архитектурных элементов. Сегодня многие оригинальные здания ДК, построенные в середине XX века, — настоящая живая история города или района. И при последующей модернизации локальная идентичность должна учитываться.

«ДК являются драйверами развития федерального проекта «Культурная среда», — напоминает ведущий аналитик Агентства стратегического развития «ЦЕНТР» Мария Седлецкая. — Через вовлечение в работу ДК носителей современных компетенций, трансформацию внутренних пространств, организацию мультиформатных событий «типовое» продолжит устойчивое функционирование, заложенное исторически».

Необходимо учитывать в первую очередь базовые потребности людей. В ДК должна быть, как минимум, создана инфраструктура: кафе, уютное фойе, комната матери и ребенка. Потребность в знаниях удовлетворят библиотека и коворкинг, потребность в физической активности — спортзал, потребность в общении — сообщества. «Помимо основных функций, ДК может брать на себя и решение различных социальных проблем, — считают кураторы. — Например, в некоторых районах могут быть востребованы услуги, связанные с интеграцией мигрантов: оказание им психологической поддержки, программы профориентации и дополнительного образования».

По мнению Марии Седлецкой, при выборе сценария развития ДК необходимо учитывать наряду со стратегическими приоритетами социальные преимущества — появление нового типа услуг, комфорт проживания; инфраструктурные преимущества — упорядочивание городского землепользования; экономические преимущества — развитие малого бизнеса и индивидуального предпринимательства.

Сегодня большинство ДК являются государственными учреждениями, функционирующими за счет бюджетных средств. «Финансирование только управлением культуры и городом накладывает на ДК колоссальное количество ограничений. Например, для того, чтобы совершить необходимые закупки, требуется оформить очень много документов. У бизнеса практически нет шансов развиваться на территории ДК из-за сложностей с законодательством», — рассказывает Дарья Наугольнова. Решением должно стать государственно-частное партнерство, что позволит коммерции существовать на территории ДК. «Реализация интересов бизнеса повлияет на участие в деятельности ДК таких институций, как туризм и предпринимательство, и увеличит инвестиции в развитие территорий», — считают кураторы проекта модернизации ДК «Идентичность в типовом».

Мария Седлецкая, ведущий аналитик агентства стратегического развития «ЦЕНТР»:

Screenshot_1.png

«В России сегодня 42 тысячи ДК. И даже если они устарели по инфраструктурному наполнению, современности контента, во многих малых городах такие центры остаются не просто концертными залами и площадками внешкольного образования, но и полноценными точками городской активности. Потенциал ДК сегодня связан не только с материальными особенностями, но и с символическим капиталом места их расположения. Наш опыт работы с несколькими региональными ДК позволяет сделать вывод о целесообразности кластерного развития. С точки зрения социально-экономического развития кластеры дают возможность наиболее полной реализации потенциала территории»