Не просто пересадка

ТПУ должны стать центрами притяжения городской жизни

Аббревиатура ТПУ — транспортно-пересадочный узел — в последнее время прочно обосновалась в нормативных документах и газетных статьях. На первый взгляд, у этого объекта инфраструктуры достаточно простая задача — создать комфортные условия для пересадки с одного вида транспорта на другой. Однако при более пристальном рассмотрении выясняется, что функции ТПУ гораздо шире. Этой теме был посвящен «круглый стол» «Транспортно-пересадочный узел как современное архитектурно-планировочное решение для мегаполиса», который прошел в рамках недавней строительно-интерьерной выставки BATIMAT RUSSIA.

Москва и новые присоединенные территории являются примером активного развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Только в Новой Москве до конца 2018 года планируется построить около 130 километров новых дорог, реконструировать многие из имеющихся магистралей, возвести развязки и устроить подъезды к отдельным населенным пунктам. К 2035 году в Новой Москве планируется возведение 45 километров линий метро, прокладка 119 километров линий рельсового транспорта. Связь всех видов транспорта становится важной задачей, которая возлагается на ТПУ. Но только транспортной функцией задача ТПУ не ограничивается. Как показывает мировой опыт, крупные транспортные узлы могут стать точками притяжения инфраструктуры и решать в том числе общественные функции.

По существующим на сегодняшний день планам развития Новой Москвы на присоединенных территориях должно появиться 12 точек роста, где будут созданы рабочие места, появятся жилье, магазины, гостиницы, офисы и даже спортивные объекты. Планируется, что транспортно-пересадочные узлы будут играть тут важную роль. «ТПУ имеют важное значение в формировании устойчивой системы транспортного обслуживания города Москвы, — сказал советник руководителя Департамента развития новых территорий города Москвы Валерий Зубахин. — Их можно рассматривать как новые центры градостроительной активности, влияющие как на структуру прилегающей застройки, так и на комплексное развитие всей территории». По данным эксперта, в соответствии с градостроительной документацией до 2035 года в Новой Москве предусмотрено строительство 35 ТПУ. Первые адреса уже определены. Прежде всего, на новомосковских территориях появится ТПУ «Саларьево», под строительство которого зарезервировано 967 гектаров. Это будет крупнейший транспортно-пересадочный узел в Москве, в состав которого войдут станция метро, перехватывающая парковка на 5 тысяч мест, автовокзал и, в перспективе, трамвайная станция. Для этого участка уже разработана схема территориального планирования. Проект прошел процедуру публичных слушаний, рассмотрен на заседании Градостроительно-земельной комиссии и одобрен.

Подготавливается документация по ТПУ «Терешково» на Боровском шоссе, где идет строительство одноименной станции метро. Проект планировки также одобрен ГЗК. Разрабатывается документация по строительству линии метро, которое должно прийти к 2020 году в новый административно-деловой центр Новой Москвы — Коммунарку. Одновременно там предполагается строительство ТПУ.

В «старой» Москве до 2020 года планируется сформировать сеть из 273 ТПУ. 196 из них будут капитальными, 75 — плоскостными (параметры еще двух узлов пока не определены). Как рассказал начальник Управления железнодорожного транспорта и ТПУ Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Сергей Петров, на сегодняшний день в Москве уже утверждено строительство 162 ТПУ, из которых 69 разработаны АО «Мосинжпроект», 62 — ГУП «Московский Метрополитен», 31 — АО «МКЖД». Активно ведется разработка градостроительной документации. На сегодняшний день одобрение ГЗК получили 98 проектов, на 30 из них выпущены постановления правительства города, по 27 адресам проведены публичные слушания и по 41 проекту запланировано проведение публичных слушаний до конца года.

По мнению экспертов, появление ТПУ, связывающих несколько видов транспорта, станет основой для дальнейшей трансформации промышленных территорий в качественную городскую среду. В центре внимания окажется развитие существующих и планируемых прилегающих жилых микрорайонов. ТПУ станет «локомотивом» развития офисной, торговой и жилой застройки. Появление ТПУ существенно улучшит транспортную доступность территории,повысит ее привлекательность и ценность для коммерческих игроков. Это запустит механизм реконструкции и регенерации бывших промышленных территорий, реконструкции низкокачественного жилого фонда. Также развитие ТПУ даст возможность жителям прилегающих районов получить дополнительные услуги или работу рядом с домом. По словам Валерия Зубахина, строительство столь масштабных объектов невозможно без привлечения частных инвестиций в форме ГЧП, а значит внесения изменений и доработки существующего законодательства.


273 ТПУ появятся на территории «старой» Москвы до 2020 года