Юлия ТРЯСКИНА, руководитель и партнер UNK interiors:
Несмотря на то, что южные курорты России уже освоены инвесторами и там построено немало новых отелей в разных ценовых сегментах, есть ниша, еще не раскрывшая свой потенциал, — бывшие советские санатории и ведомственные дома отдыха, куда работники предприятий ездили по путевкам поправить здоровье и отдохнуть в перерыве между трудовыми подвигами. И я верю в большое будущее этой области рекреационного туризма. Так, по данным Ассоциации оздоровительного туризма, в 2022 году число отдыхающих в санаториях выросло почти до 7 млн человек.
При этом подавляющее большинство лечебниц в России было построено еще в годы СССР. И если с тех пор их не коснулась реконструкция, то состояние их может быть весьма плачевным. И дело не только в фасадах и конструктиве — сегодня даже наши ожидания от интерьеров стали другими. Мы больше не ездим на санаторно-курортное лечение по путевке; привыкли жить в отдельном номере; SPA-процедуры, которые мы бы хотели посещать, не ограничиваются соляной комнатой или лечебным массажем. Поэтому чтобы сделать из советского пансионата современный отель, потребуются вложения, сопоставимые с постройкой такого объекта с нуля, а то и большие, так как обновление — всегда пограничная зона. Есть мнение, что «починить» проще, но, к сожалению, сложно наложить современные требования на устаревший номерной фонд, оздоровительный функционал учреждения, поэтому ремонт выливается в капитальную реконструкцию: требуются расширение площадей номеров, коридоров, замена материалов, остекления, даже изменение проемов. Мы можем, конечно, романтизировать прошлое, но сервис все хотели бы получать современный.
Существует несколько стратегий, которым можно следовать. Если объект представляет культурную ценность, мы занимаемся реконструкцией, проводим кропотливую работу. Или же в случае, когда есть такая возможность или — наоборот — нет другого выхода, строим заново, но используем различные элементы фасада, фрески, витражи, мебель или что-то, что сохранит идентичность этого места, перекинет мостик в прошлое. Но любая подобная работа требует бережного отношения и любви к этому месту: нужно постараться увидеть его ценность, поймать настроение и перенести его в новый день, оборудовав по последнему слову техники, даже с заделом на будущее, так как сегодня мы строим то, чем люди будут пользоваться в ближайшие десятилетия.
Современный подход к оздоровительной медицине подразумевает высокий уровень комфорта и сервиса. Окупаемость в отельном бизнесе не самая быстрая, традиционно это «долгие деньги», поэтому продукт редевелопмента должен быть в состоянии конкурировать с новыми отелями, а исторический аспект станет лишь дополнительным преимуществом. Реконструированное здание не должно напоминать перелицованное пальто, важно сохранить идентичность места с помощью локальных решений. В советских санаториях придется избавляться от низких потолков, узких коридоров, темных лестниц, балконов в ресторане и т. д. Но, чтобы гость безошибочно мог понять, куда он приехал, необходимо сохранить флер этого пространства — очень деликатно и ненавязчиво, ведь отель — второе место после аэропорта, куда прибывают туристы.
Помимо трудностей, хорошего в таких проектах тоже немало: часто у них удачная локация, ориентация на береговую линию, красивые виды, большая площадь благоустройства с взрослыми деревьями, много естественного света в помещениях, ведь их не заслоняют соседние постройки. И если есть возможность все это сохранить, то, безусловно, это стоит сделать. Но, повторюсь, уже в современных условиях.
Номер публикации: №03 27.01.2023