Москву взяли в кольцо

Москву взяли в кольцо Фото: Михаил Колобаев/stroi.mos.ru

Столица получила новый вид транспорта

10 сентября планируется запуск, пожалуй, самого масштабного городского проекта последних нескольких лет — Московского центрального кольца (МЦК), которое пройдет по трассе бывшей Московской кольцевой железной дороги (МКЖД). Несмотря на то, что, на первый взгляд, все выглядит обычно — рельсы, поезда, станции — на самом деле, проект уникальный: впервые за много лет в городе, по сути, появляется новый вид городского транспорта. Если обратиться к истории, то кольцевая железная дорога — одна из самых старых транспортных артерий города. Кольцевая дорога была построена в начале XX века, когда о метрополитене еще только мечтали, и самым прогрессивным городским общественным транспортом считался электрический трамвай. Дорогу открыли в 1908 году, и тогда она называлась Московской окружной (МОЖД). Тогда же вдоль нее образовалась новая граница города, которая в 1917 году стала официальной границей Москвы (до этого граница проходила по Камер-Коллежскому валу).

Большинство горожан знает, что кольцо использовалось для перевозки грузов, и мало кто знает, что в самом начале по МОЖД осуществлялись и пассажирские перевозки. Дo 1917 года дорога развозила по Москве рабочих и служащих, которые трудились на прилегающих к городу предприятиях. Но уже к концу 1920-х районы, по которым проходила трасса МОЖД, получили надежное трамвайное и автобусное сообщение, и в 1934 году пассажирское движение по кольцу было закрыто.

Нынешняя реконструкция кольцевой дороги — самая масштабная. Кольцо должно существенно уменьшить давление на метрополитен. По словам начальника московского метро Дмитрия Пегова, ожидается, что Кольцевая линия метро будет разгружена на 15%, Сокольническая — на 20%. Легче станет и вокзалам, расположенным в центральной части города, число пассажиров сократится там на 15-20%.

По расчетам городских властей, уже в первый год своей работы МЦК перевезет 75 млн человек, а к 2025 году поток пассажиров достигнет 300 млн человек в год! Причем задача — не только перевезти людей, но и обеспечить комфортные пересадки на другие виды общественного транспорта, в том числе на метро. Для этого по особым проектам строятся транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) — новый вид транспортно-коммерческой недвижимости, которые должны если уж не украсить, но хотя бы не испортить город. Как считает главный архитектор МКЖД Тимур Башкаев, красивые и удобные ТПУ очень важны для города, так как с транспортом человек сталкивается каждый день, и это влияет и на настроение горожан, и на их восприятие города.

«У системы общественного транспорта образ должен быть особенно хорошим, — считает архитектор. — И если по сравнению с личным общественный транспорт проигрывает, то люди не будут им пользоваться».

Важность создания красивых и удобных ТПУ подчеркивает и руководитель архитектурной мастерской «Мезонпроект» Илья Машков. По словам архитектора, ТПУ в некоторой степени можно сравнить с вокзалом. А вокзалы исторически создавались как сооружения, которые было приятно посещать. «Для пассажиров электрички излишества, казалось бы, не нужны, цели здесь сугубо утилитарные, — говорит Илья Машков. — В то же время, жизнь можно делать лучше не только за счет сокращения времени на переезд. Такая значимая вещь, как МЦК, дает возможности: при проектировании ТПУ можно было бы подхватить традиции метрополитена — а российскому метро есть чем гордиться».

Одной из достопримечательностей МЦК, по мнению Тимура Башкаева, должно стать ТПУ «Рязанское». Это будет один из самых больших ТПУ в Москве, по масштабам он сопоставим с тремя вокзалами.

Там сойдутся сразу четыре скоростных вида транспорта: железнодорожная ветка, МЦК, две линии метро — Кожуховская ветка и линия третьего пересадочного контура. Это будет огромный современный узел с пропускной способностью 100 тыс. человек в час, большой, светлый, современный. Остальные станции, в зависимости от предполагаемой нагрузки, будут различны по размеру, но все будут иметь свое лицо, одновременно сохраняя общий стиль.

«Если мы хотим сделать город лучше, чтобы можно было им наслаждаться, то стоит исходить из принципа, что любое сооружение, которое создает поток пассажиров и проходящих мимо людей, должно быть эстетически привлекательным», — заключает Илья Машков.


Справочно

Общая протяженность Mocкoвcкoго цeнтpaльнoго кoльца составит 54 км.
На МЦК бyдeт 31 пepecaдoчный yзeл, 17 из кoтopыx coeдинят co cтaнциями мeтpo.
Движeниe пo пoлнoмy кpyгy зaймeт oкoлo 80 минyт.
Интepвaлы движeния пoeздoв — oт 6 дo 15 минyт, в зaвиcимocти oт пaccaжиpoпoтoкa и вpeмeни cyтoк.
Xoдить пo нoвoмy кoльцy бyдyт пoeздa «Лacтoчкa» пpoизвoдcтвa кoмпaнии Siemens AG, cocтoящиe из 5 вaгoнoв oбщeй длинoй 130 м.
Baгoны oбopyдoвaны бecплaтным Wi-Fi и poзeткaми для зapядки гaджeтoв.
Первую очередь МЦК планируется запустить 10 сентября.
С этого момента пассажирам будут доступны 24 станции, 11 пересадок на метро и 5 пересадок на пригородные поезда. 
До конца года будут открыты все станции — 31, а также 14 пересадок на метро и 6 на пригородные электрички. 
На третьем этапе запуска будет 17 пересадок на метро и 10 на пригород. По расчетам, время в пути по столице сократится в 3 раза. 
B тeчeниe пepвoгo мecяцa paбoты пpoeзд пo MЦK бyдeт бecплaтным. Как сообщил мэр города Сергей Собянин, бесплатный проезд — это маркетинговый ход.
Кроме того, это поможет обкатать все системы дороги и выявить проблемы