Московскому метрополитену 90 лет!

Московскому метрополитену 90 лет!

Московскому метрополитену 90 лет! Михаил Колобаев/ пресс-служба Стройкомплекса Москвы
15 мая 2025 года, Московскому метрополитену исполнилось 90 лет. За почти вековую историю эта система прошла огромный путь от первой небольшой ветки длиной чуть более десяти километров до крупнейшей транспортной артерии, объединяющей столицу. За прошедшие десятилетия метро Москвы стало неотъемлемой частью жизни горожан, превратившись из простого транспортного средства в настоящую достопримечательность мирового масштаба.

Уникальные архитектурные решения, шикарные интерьеры станций, продуманная инфраструктура делают Московский метрополитен одним из самых удобных и красивых в мире. Сейчас метро состоит из десятков линий и сотен станций, каждой из которых ежегодно пользуются миллионы горожан и гостей столицы со всего света.

Редакция «Строительной газеты» поздравляет коллег и желает любимому метро долгих лет службы, успешного продолжения строительства новых маршрутов и вдохновения для дальнейшего роста!


mosmetro.ru

История Московского метрополитена началась с первого пробного пуска 15 мая 1935 года, когда заработала первая очередь линии от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры». Эта историческая дата стала отправной точкой масштабного проекта, ставшего одним из символов Москвы и инженерных достижений нашей страны.

Идея постройки метро возникла еще в конце XIX века, однако активное обсуждение началось лишь в 1920-е годы. Проектирование велось инженерами-технологами Г. Передерия и Н. Шрейбера, предложившими создание сети скоростных железнодорожных путей глубокого заложения.

Основные этапы строительства


mosmetro.ru

Строительство проходило поэтапно, охватывая ключевые районы Москвы. Вот основные периоды строительства:

Первая очередь (1935) — открытие первых семи станций («Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Проспект Маркса», «Охотный ряд», «Библиотека имени Ленина», «Площадь Революции»).

Вторая очередь (1938–1939) — расширение системы метро на запад, восток и юг, включая такие знаковые станции, как «Смоленская», «Киевская», «Арбатская».

Третья очередь (1943–1950) — продолжение расширения линии Арбатско-Покровской и Кольцевой, строительство знаменитой станции «Комсомольская» .

Четвертая очередь (1950–1970-е гг.) — интенсивное строительство радиальных направлений, особенно в центральных районах, позволяющее увеличить пассажиропоток и связать удаленные части города.

Инженерные достижения

Создание такого масштабного объекта потребовало решения множества инженерных проблем. Особенность московской почвы (грунт рыхлый, насыщенный водой), сложность прокладки туннелей в условиях плотной застройки и необходимость организации бесперебойного функционирования сделали проект весьма амбициозным.

Важнейшую роль играли инновационные технологии того времени, включая механизированные щиты, бурильно-крановые машины и новые методы водоотведения. Особое внимание уделялось безопасности пассажиров, надежности конструкций и долговечности сооружений.

Значимость культурного наследия

Первые станции сразу привлекли внимание своим богатым оформлением и оригинальностью архитектурных решений. Строители стремились создать не просто транспортные узлы, а настоящие памятники архитектуры - «подземные дворцы социализма». В оформлении активно использовались мрамор, яшма, гранит, бронза. Огромные залы, мраморные облицовки стен, цветные стеклянные панели, декоративные светильники, фрески и барельефы – все это символизировало новую власть, показывало, какой великой страной должна стать Советская Россия.

Вот лишь несколько примеров выдающихся станций:

Комсомольская» (радиальная линия)

shutterstock_1692628606.jpg
Shutterstock/FOTODOM

«Комсомольская» — первая станция, на которую 15 октября 1934 года прибыл пробный поезд метро. 15 марта 1941 года станция отмечена Сталинской премией 1-ой степени. Автор проекта: Д. Н. Чечулин и А. Ф. Тархов.

Путевые стены станции облицованы светло-желтой керамической плиткой. Пол выложен серым и красным гранитом, а пол пешеходных галерей-балконов над путями — керамической плиткой (изначально было асфальтовое покрытие). Квадратные в сечении колонны облицованы золотисто-желтым мрамором. Капители колонн украшены бронзовой эмблемой Коммунистического интернационала молодежи (КИМ), подчеркивающей вклад комсомольцев 1930-х годов в
Для оформления станции впервые в метрополитене были применены панно из майоликовой плитки, отражающие героику труда комсомольцев-метростроевцев («Метростроевцы», художник Е. Е. Лансере).

«Комсомольская» (кольцевая)

shutterstock_1193152438.jpg
Shutterstock/FOTODOM

Конструкция станции - колонная трёхсводчатая глубокого заложения. Увеличенный пролет свода центрального тоннеля позволил отказаться от ригелей-распорок между рядами колонн. Длина посадочного зала - 190 метров (!).

Архитектор: А.В.Щусев, соавторы: В.Д.Кокорин, А.Ю.Заболотная, О.А.Великорецкий, А.Ф.Фокина, В.С.Варванин. Архитекторы вестибюлей: А.В.Щусев, В.С.Варванин, О.А.Великорецкий. Инженер-конструктор: А.И.Семенов.

Художественное оформление станции посвящено теме борьбы России с иноземными захватчиками и победы в Великой Отечественной войне.
Просторный величественный зал украшен высокими мраморными колоннами, увенчанными резными мраморными капителями. В оформлении станционного зала использован светлый мрамор. Пол покрыт серым гранитом. Над колоннами – мозаичные панно и барельефы С.В.Казакова и А.М.Сергеева, изображающие оружие разных эпох. Свод центрального зала украшают восемь мозаичных панно из смальты и ценных камней, созданные по эскизам лауреата Ленинской премии художника П.Д. Корина. Пять из них изображают русских полководцев – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Три панно посвящены победе в Великой Отечественной войне.

«Маяковская»

shutterstock_1692630361.jpg
Shutterstock/FOTODOM

Первая в мире колонная станция глубокого заложения.
Архитектор: Алексей Николаевич Душкин. Инженеры-конструкторы: Е.М.Гринзайд, Р.А.Шейнфайн
Конструкция подземного зала уникальна. Массивные пилоны заменены сравнительно тонкими колоннами, покрытыми рифленой нержавеющей сталью. Угловые части колонн на высоту человеческого роста выложены пластинами уральского камня "орлец" и садахлинского мраморовидного известняка. В оформлении вестибюля был использован светло-серый мрамор «уфалей» и шрошинский известняк из Грузии. Путевые стены станции облицованы мрамором «уфалей» (вверху) и диоритом (внизу). Пол выложен белым мрамором, серым и розовым гранитом. Свод центрального зала украшают овальные ниши, в которых размещены светильники и великолепные мозаичные панно из смальты, выполненные по эскизам народного художника СССР Александра Александровича Дейнеки (1899-1969) на тему «Сутки страны Советов». Светильники расположены таким образом, что кажется будто небо опускается внутрь помещения.

Проект уникальной станции мгновенно стал всемирно известным и вошел в антологию избранных произведений мировой архитектуры. В 1938 году – проект станции был удостоен Гран-При на международной выставке в Нью-Йорке. В конце 80-х станция получила статус Памятника архитектуры.

«Электрозаводская»

shutterstock_640688875.jpg
Shutterstock/FOTODOM

Станция названа по расположенному вблизи Московскому электрозаводу им. В.В.Куйбышева.
Конструкция станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения.

Архитекторы: В.А.Щуко, В.Г.Гельфрейх, И.Е.Рожин, при участии П.Г.Капланского и Л.А.Шагуриной. Архитекторы вестибюля: В.Г.Гельфрейх, И.Е.Рожин, А.Е.Аркин. Инженер-конструктор: Б.Уманский.

Пилоны станционного зала облицованы белым прохоро-баландинским мрамором и украшены барельефами на тему трудовых будней работников промышленности, транспорта и сельского хозяйства в суровые военные годы (автор Г.И.Мотовилов). Путевые стены облицованы красным грузинским мрамором салиэти. На своде центрального зала станции в 6 рядов смонтированы 318 оригинальных светильников. Пол выложен чёрными и серыми гранитными плитами, окаймленными розово-желтым крымским мрамором биюк-янкой.

Наземный вестибюль выполнен в виде шестиугольного павильона с куполом наверху. У входа в павильон установлена скульптурная группа «Метростроевцы в забое» (М.Г.Манизер). На стенах кассового и эскалаторного залов, облицованных красным мрамором, - медальоны с портретами учёных-основоположников электротехники: М.В.Ломоносова, П.Н.Яблочкова, А.С.Попова, М.Фарадея, Б.Франклина, В.Джильберта (автор - Г.И.Мотовилов).

Современные тенденции

Новый импульс развития московское метро получило с 2011 года. Сегодняшний этап развития характеризуется активным внедрением инновационных технологий, строительством новой кольцевой линии и увеличением числа пересадочных узлов. Пассажирские удобства включают внедрение автоматизированных информационных систем, удобных эскалаторов и современного дизайна интерьера.

shutterstock_2274388013.jpg
Shutterstock/FOTODOM

За четырнадцать лет транспортная сеть подземки выросла почти в 1,7 раза — со 182 до 302 станций. Проведены масштабные работы по обновлению инфраструктуры и подвижного состава. Внедрены самые современные сервисы и инновации, созданы стандарты обслуживания и проекты. Сегодня появились десятки новых удобных пересадок, в том числе на БКЛ, МЦК и МЦД. Благодаря тому, что теперь можно строить транспортные маршруты минуя центр, повысился комфорт и сократилось время в пути.

Уже в 2025 году на Большой кольцевой линии начнут тестировать инновационную технологию - «беспилотный поезд». В рамках испытаний искусственный интеллект обеспечит разгон и торможение состава, закрытие и открытие дверей на станции. В дальнейшем эту технологию применят и на других линиях.

Тестовые испытания состава нового поколения «Москва-2026» могут начаться в этом году, а в 2026-м он будет курсировать полноценно. В первую очередь выйдет на Замоскворецкую линию.

До конца 2030 года будет построено свыше 30 станций, продолжится развитие беспилотного транспорта и сервисов с применением искусственного интеллекта.

Итоги

От скромного начала в середине 1930-х годов до сегодняшнего уровня технического совершенства и культурной ценности, московское метро прошло долгий и успешный путь. Девяносто лет эксплуатации показали, насколько важным и незаменимым элементом инфраструктуры оно стало для многомиллионного населения Москвы и всей страны.

Подводя итог, без преувеличения можно сказать, что московское метро остается не только эффективным средством передвижения, но и ярким примером синтеза науки, техники и искусства, формирующим неповторимый облик современной столицы России.

Автор: С. Зеленцов ( в статье использована информация с сайта mosmetro.ru)