Столичные власти заявляют, что строительство Юго-Восточной хорды неопасно
Планы строительства Юго-Восточной хорды (ЮВХ) стали причиной острой дискуссии, развернувшейся в Москве в начале июля. Как заявили представители общественных и экологических организаций, в зону прокладки ЮВХ в районе Каширского шоссе попадает могильник радиоактивных веществ — урана и тория. По мнению активистов, в ходе строительных работ эти отходы могут быть подняты на поверхность, что приведет к значительному ухудшению экологической ситуации в городе. В частности, о превышении радиационного фона на этом участке сообщали в российском отделении «Гринпис». «Анализ проб почвы близ железнодорожной платформы «Москворечье» подтвердил, что грунт относится к категории радиоактивных отходов, — говорится в заявлении организации.
— При строительстве Юго-Восточной хорды на этом участке радиоактивные отходы могут попасть в окружающую среду». По информации экологов, проведенный анализ выявил «значительную удельную активность альфа-активных радионуклидов». При попадании таких частиц с дыханием и пищей в организм человека происходит внутреннее облучение, которое повышает риск возникновения онкологических заболеваний. Защитники природы опасаются, что строительные работы на этой территории могут привести к подвижкам грунта, обнажению радиоактивных отходов, их вымыванию и выветриванию. В связи с этим российское отделение «Гринпис» потребовало от московских властей и «Росатома» ограничить доступ на опасную территорию и провести дополнительную экспертизу.
Столичные власти постарались успокоить общественность. Так, по словам заместителя директора проектной организации Дениса Тарасова, при подготовке проектной документации были проведены все необходимые инженерно-экологические изыскания, в том числе исследования и оценка радиационной обстановки территории, которые являются обязательными. «Проектная документация подлежит государственной экспертизе», — подчеркнул Тарасов.
Руководитель ГКУ «Управление дорожно-мостового строительства» (заказчик строительства — «СГ») Василий Десятков сообщил, что специализированной лабораторией были проведены дополнительные исследования участка строительства, в том числе с извлечением проб грунта из мест бурения под опоры моста. Исследования показали, что в зоне размещения мостового перехода радиоактивного загрязнения техногенными радионуклидами нет. «Таким образом, в районе строительства путепровода по основному ходу Юго-Восточной хорды вдоль территории Московского завода полиметаллов отсутствует как превышение радиационного фона, так и радиоактивное загрязнение техногенными радионуклидами», — заявил Десятков.
Эксперты компании EcoStandardgroup также провели замеры уровня радиации на территории между Москвой-рекой, Московским заводом полиметаллов, парком «Коломенское» и железнодорожными путями. По их данным, опасных для здоровья человека превышений показателей нет. На одном участке, огороженном лентой и обозначенном как опасный, дозиметр показал 1,2 мкЗв/ч (максимальное превышение нормы в четыре раза). «При таких значениях можно спокойно гулять в парке Коломенское даже вблизи огороженных участков», — отметил представитель компании, подчеркнув, что главным вопросом остается технология и методика строительства.
На период работ строители планируют организовать постоянный мониторинг для выявления возможного негативного воздействия на окружающую среду.
Справочно:
Представитель заказчика строительства рассказал, что проект развития улично-дорожной сети в районе Московского завода полиметаллов предусматривает строительство участка Юго-Восточной хорды (ЮВХ) в створе Каспийской и Шоссейной улиц. Это необходимо для улучшения транспортных связей территорий Юго-Западного, Южного и Юго-Восточного округов Москвы, а также для снижения транспортной нагрузки на Третье транспортное кольцо и радиальные магистрали — Рязанский и Волгоградский проспекты, Люблинскую и Липецкую улицы, Каширское и Варшавское шоссе. Для этого планируется построить путепровод по основному ходу Юго-Восточной хорды вдоль территории Московского завода полиметаллов (Каширское шоссе, 49), который перейдет в мост с шестью полосами движения и свяжет Шоссейную и Кантемировскую улицы. Его строительство планируется начать через два-три месяца, а в настоящий момент завершаются работы по проектированию. Кроме этого предусмотрено строительство двух развязок — на Кантемировской улице и Каширском шоссе.
Номер публикации: №29 от 26.07.2019