Комплексный подход

Строительство жилья в Новой Москве сопровождается созданием социальной и транспортной инфраструктуры

Основным принципом развития присоединенных территорий, которые 5 лет назад стали частью Москвы, можно назвать комплексность. Как заявил мэр столицы Сергей Собянин, Новая Москва будет не спальным районом, а станет настоящим городом с новой экономикой. Наряду с жильем здесь активно возводятся социальные объекты, дороги, создаются места приложения труда.

Где работать

Проектами планировок территорий в Новой Москве предусматривается размещение там необходимого количества коммерческой недвижимости — офисной, торговой и производственной — для создания новых мест приложения труда. За пять лет на новых территориях столицы было создано 102,7 тыс. новых рабочих мест. На 1 июля 2017 года общая численность мест приложения труда в Новой Москве составила 187,5 тыс. Основной прирост числа новых рабочих мест зафиксирован в поселениях Московский и Сосенское, а также в городском округе Щербинка. К 2035 году в Новой Москве планируется создать до 1 млн рабочих мест, из них 60% будут высокотехнологичными местами, обеспечивающими высокий уровень доходов населения. В основном это будут рабочие места в обрабатывающих отраслях, сфере НИОКР, логистике, информационных технологиях, в секторе услуг — профессиональных и социальных.

За последние годы на территории ТиНАО уже реализовано несколько крупных инвестиционных проектов, позволивших не только создать новые рабочие места, но и обеспечить рост налогооблагаемой базы. В их числе стоит выделить офисный парк Comcity вблизи МКАД (12 тыс. новых рабочих мест), бизнес-парк «К-2» на Калужском шоссе (3 тыс.), многофункциональный торгово-развлекательный комплекс в поселении Воскресенское (5,4 тыс.), многофункциональный общественно-деловой и гостиничный комплекс «Новомосковский» (2,5 тыс.), первая очередь административно-делового и учебного центра G10 (более 2 тыс.). 

Крупнейшим проектом, реализуемым в настоящее время, является строительство административно-делового центра вблизи поселка Коммунарка. Здесь предполагается строительство более 4 млн кв. метров недвижимости и создание более 95 тыс. новых рабочих мест.

Где учиться и лечиться

Особое внимание уделяется строительству в Новой Москве объектов социальной инфраструктуры, которые и должны стать частью полноценной городской среды. Возведение школ, больниц и детских садов ведется с привлечением как бюджетных, так и инвесторских средств. За прошедший пятилетний период на новых территориях введено в эксплуатацию 47 объектов социальной инфраструктуры, 10 школ на 9674 учащихся, 30 детских садов на 6100 мест и 7 объектов здравоохранения на 1710 посещений в смену. До конца этого года планируется завершить строительство еще 18 объектов. Всего к 2035 году здесь предусмотрено строительство 300 дошкольных учреждений, 110 школ и 125 медицинских объектов.

Где отдыхать

Более 50% территории Новой Москвы покрыто лесами. Уникальные природные условия позволяют превратить Новую Москву в главную рекреационную зону столицы. В соответствии с территориальными схемами развития к 2035 году в ТиНАО может быть создано 86 парковых зон, а общая площадь рекреационно-туристических и парковых зон должна составить порядка 12 тыс. гектаров.

За прошедшее пятилетие на территории ТиНАО обустроены 13 зон отдыха, в том числе парки «Красная Пахра», «Ручеек» и «Сосны», «Сквер 70-летия Победы», «Парк Победы». Кроме того, за счет средств инвесторов обустроены четыре парковые зоны в поселениях Краснопахорское и Московский, а также в городском округе Троицк.

Как ездить

Одним из основных направлений развития Новой Москвы является строительство транспортного каркаса, который свяжет все районы присоединенных территорий между собой и центром города. Это позволит обеспечить необходимую мобильность населению и бизнесу. До 2035 года в ТиНАО должно появиться почти 1200 км дорог, 65 км линий и 29 станций метро. К настоящему времени по плану развития дорожной сети Новой Москвы уже построено почти 27 км автомобильных дорог, находится в процессе строительства порядка 62 км, проектируется — 108,4 км.

Планируемый объем инвестиций в транспортную инфраструктуру составляет порядка 600 млрд рублей. Средства городского бюджета, вкладываемые в развитие транспортной инфраструктуры, уже на данном этапе дают серьезный эффект. Так, плотность улично-дорожной сети в ТиНАО увеличилась более чем в 1,4 раза. Коэффициент загрузки автомобильных дорог снизился почти на 10%, а показатель среднего времени в пути на автомобиле — более чем на 16%.


Марат ХУСНУЛЛИН, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства: «В этом году исполняется пять лет со времени присоединения новых территорий. Несмотря на отдельные скептические высказывания, можно с уверенностью сказать — проект «Новая Москва» состоялся»


Сергей КУЗНЕЦОВ, главный архитектор Москвы: «Утвержденный недавно проект Генплана содержит схему развития присоединенных территорий до 2035 года. За основу взят принцип полицентризма, благодаря которому формируются компактные города и поселения, многофункциональные кластеры и новые центры деловой и социальной активности, а значит, и новые рабочие места. Такой подход позволит в будущем сократить маятниковую миграцию населения и равномерно распределить нагрузку на территорию столицы»