Функция, бюджет, эстетика
«Москва ставит высокую планку в сфере образования и задает всем участникам процесса очень важный вопрос: как найти баланс между типизацией и новаторством, особенно с учетом новых трендов проектирования и строительства объектов образования?» — говорит Сергей Остроух, основатель архитектурного бюро ИМАГО, специализирующегося на создании образовательных учреждений. При этом, подчеркивает эксперт, не менее важно выработать правила взаимодействия ключевых инстанций для создания качественных объектов образования, и выделяет три параметра, которые, пересекаясь и взаимодополняя друг друга, создают хорошие образовательные объекты, — это функция, бюджет и эстетика.
Также Сергей Остроух привел важные для отрасли данные, не так давно представленные мэром Москвы Сергеем Собяниным: к 2025 году в столице предусмотрена реконструкция более 50 школ, к 2028-му — более 465 новых объектов, в результате чего количество школьных и дошкольных мест превысит показатели 2011 года в 2,5 раза.
Новый стандарт московской школы
В Департаменте образования и науки города Москвы определяют, как объекты образования должны быть устроены, чем оснащены, какие иметь помещения.
«Мы разработали стандарт «Московская школа», по которому проектируются, строятся и модернизируются столичные школьные здания. В 2024 году мы открыли четыре пилотных здания после капитального ремонта. 1 сентября 2025 года открываем еще 50 школьных зданий, и далее порядка 100 зданий в год», — рассказала заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Александра Корнеева.
По ее словам, этот стандарт уже прошел большой путь преобразований и корректировок. Принято решение сделать его более подробным и детализированным: это будет инструкция для строителей. Речь идет не о типизации проектов зданий, а о внедрении типовых функциональных блоков помещений, например, многосветного пространства — атриума — и вариантов его сопряжения с другими школьными помещениями — обеденным залом или гардеробами. Это своеобразный конструктор для создания современной многофункциональной образовательной среды.
Кроме стандарта, Департамент образования в лице дирекции инфраструктуры разрабатывает и выдает технологическое задание на проектирование и строительство объектов образования — это основной документ, по которому строятся все школы и детские сады. В этом объемном документе департамент как функциональный заказчик предъявляет застройщику в лице инвестора или города все необходимые требования к будущим объектам, устанавливает все технические параметры. В состав технологического задания включен и полный перечень первоначального оснащения: мебель, оборудование — все, что должно стоять в школе или детском саду.
В Москве не будет типовых архитектурных решений
«Значимость архитектора и проектировщика в градостроительном процессе за последние 20-30 лет существенно выросла», — обращает внимание заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Максим Кандыбайло. Раньше у города было больше свободных площадок для строительства, и было удобно подбирать земельный участок: он был квадратный или прямоугольный, на него хорошо «садилась» типовая школа. Сейчас же условия проектирования изменились, от специалистов требуются высокая квалификация, оригинальные идеи, современный подход. Свободных территорий становится меньше, и для строительства используются любые имеющиеся участки.
«Мы должны обеспечивать всех жителей города социальной инфраструктурой. Стараемся подбирать наиболее подходящие земельные участки, но выбор, к сожалению, не такой большой», — пояснил Максим Кандыбайло. Участки зачастую оказываются крайне сложными для проектирования, и проектировщикам, архитекторам приходится проявлять фантазию: на этих участках невозможно разместить стандартный типовой объект, ведь помимо самого объекта нужно обеспечить еще прогулочные зоны, спортивные площадки, подъезд пожарной техники. Поэтому Комитет по архитектуре призывает всех девелоперов стараться разместить на выделенном участке в первую очередь объект социальной инфраструктуры, а во вторую — коммерческую застройку.
С точки зрения архитектуры, по словам Максима Кандыбайло, ведется постоянная работа над изменением и индивидуализацией внешнего облика зданий. Комитет настаивает, что типовых архитектурных решений в городе не будет, а потому просит всех архитекторов и строителей использовать в каждом объекте новые архитектурные и фасадные решения, даже если технически он будет реализован в одних и тех же подходах. Также город настаивает и на создании разнообразных фасадных решений, чтобы они были не просто эстетичны и функциональны, но и соответствовали среде, были вписаны в контекст окружающей застройки. При этом выбор по материалам не ограничивается, можно использовать максимально широкий их спектр.
Главный заказчик
«Мы всегда имеем обратную связь от заказчиков. Но самым главным заказчиком для нас является школьник — ребенок, который учится. Мы работаем именно ради него, чтобы ему было комфортно» — подчеркнул руководитель Департамента гражданского строительства Москвы Рафик Загрутдинов. Когда департамент планирует работу в городе, он отталкиваемся от красных линий — градостроительных границ. Но образовательные площадки — тоже своего рода красные линии: с точки зрения градостроительства приоритет отдается инфраструктуре, и в первую очередь — социальной.
Говоря о системном подходе к вопросам строительства, Рафик Загрутдинов отметил, что школы и детские сады входят в более широкий комплекс образовательных объектов, включая колледжи и вузы; также необходимо создание удобных площадок для учебных учреждений. По его словам, для строительства объектов образования следует выбирать самые удобные точки в плане инсоляции, подъездов и инженерных сетей, а уже затем подбирать места для размещения объектов жилой и коммерческой недвижимости.
В рамках работы над образовательными учреждениями много внимания уделяется объемно-планировочным решениям, интерьерам и навигации. «Это важно, потому что с раннего возраста прививает ребенку определенный вкус. Ребенок выходит из школы уже зрелым человеком, годы воспитательного процесса проходят в стенах школы, и очень многое зависит от того, в каких условиях он учится», — считает Рафик Загрутдинов.
Он отмечает нацеленность на типизацию проектных решений, так как в работе одновременно находятся сотни объектов, над которыми трудятся десятки контрагентов-проектировщиков. Через техническое задание на проектирование нужно ставить им максимально конкретные задачи. Вопросы эксплуатации готовых объектов также весьма значимы: уже на этапе проектирования и строительства нужно задуматься не только об эффектности проектного решения, но и о стоимости содержания школы, для чего необходима разработка паспорта объекта эксплуатации.
Между новаторством и типизацией
«Сегодня архитектурное сообщество ищет баланс между стандартизацией и инновациями в проектировании современных школ и детских садов», — считает Сергей Остроух. И стандарт «Московская школа», по его мнению, способен ответить на многие насущные вопросы проектировщиков не только в Москве, но и в других регионах, где позитивный столичный опыт мог бы быть также применен.
«Департамент образования и науки города Москвы и Москомархитектура поддерживают проявление индивидуальности и оригинальности в решениях фасадов школ», — отмечает Александра Корнеева. Но ключевым критерием должно оставаться гармоничное сочетания фасада с окружающей застройкой и, конечно, его устойчивость к воздействию внешних факторов.
Номер публикации: №02 24.01.2025