Андрей Юрьевич, подведем почти окончательные итоги года?
Столичный стройкомплекс в очередной раз продемонстрировал устойчивость к внешним негативным факторам. Более того, сохраняя все взятые на себя обязательства, мы оказали существенную поддержку и другим отраслям экономики и, несмотря на непростую ситуацию, продолжили работу в плановом режиме. Отмечу: мы полностью обеспечены финансированием, трудовыми и материальными ресурсами, поэтому у нас нет ни корректировок программ, ни остановок стройки на объектах.
А то, что строители вместо заявленных объемов ввода сдали почти в 1,5 раза больше недвижимости, — это в текущих условиях подвиг. По предварительным оценкам, в уходящем году была сдано более 12 млн квадратных метров недвижимости, в том числе 6,4 млн «квадратов» жилья. Не менее важно и то, что в городе появилось 19 школ, 31 детский сад, 19 спортивных сооружений, 13 поликлиник и больничных корпусов, 6 объектов культуры.
А какая доля введенной в столице недвижимости приходится на инвестиционные проекты?
Москва была и остается в масштабах страны самой привлекательной площадкой для строительства. Для примера: силами девелоперов сдано порядка 10 млн кв. м недвижимости, а это, к слову, 85% общегородского ввода.
Более того, несмотря на определенные сложности, девелоперы не только достраивают и вводят в эксплуатацию объекты, но и согласовывают новые проекты. Так, например, с начала года было одобрено строительство почти 26 млн «квадратов» всех типов недвижимости. И вот на что хочу обратить внимание: безусловно, жилье, как правило, традиционно занимает большую часть, но в этом году мы видим уже другую тенденцию: почти вдвое увеличилось количество одобренных проектов создания промышленных объектов — сейчас одобрено 4,8 млн кв. м, причем это объекты самого разного назначения.
Чем, по вашему мнению, объясняется столь высокий интерес инвесторов к строительным проектам в столице?
В Москве создан благоприятный инвестклимат, и для этого в городе регулярно совершенствуется система градостроительного законодательства. К тому же были приняты меры по ускорению оптимизации строительного процесса и сокращению инвестиционно-строительного цикла.
И здесь, говоря об оптимизации строительства, нужно отметить важное событие — в октябре была утверждена «Стратегия развития стройотрасли и ЖКХ РФ до 2030 года». В ней определены ключевые направления, цели и задачи развития строительной отрасли на ближайшие семь лет.
Кроме того, за последние годы в городе был создан огромный задел по оформленной градостроительной документации. Это и выпуск проектов планировки территорий, и оформление градостроительных планов земельных участков, а также других документов. Хочу подчеркнуть, что этот резерв столицы всегда держался на уровне 20 млн кв. м, и сейчас этот резерв постепенно раскрывается.
Вместе с тем при покупке жилья особое внимания люди уделяют наличию социальной инфраструктуры в новых районах. Как сегодня в этом направлении выстроена работа с девелоперами?
Безусловно, обеспечение новостроек бесплатными садами и школами — одна из приоритетных задач столицы. Напомню, с февраля прошлого года в Москве действует механизм передачи городу социальных объектов, построенных за счет средств девелоперов. И сегодня они все активнее включаются в эту работу, ведь для них важно поддерживать интерес потенциальных покупателей к своим проектам. Уже сейчас в рамках таких договоров введено в эксплуатацию порядка десятка соцобъектов, часть из которых уже переданы в собственность города, а по остальным ведется оформление.
Одним из символов Москвы всегда было метро. Когда «поедет» Большая кольцевая линия (БКЛ) и какие планы у метростроителей на ближайшие годы?
БКЛ — главный проект современного столичного метростроения, в составе кольца протяженностью около 70 км будет 31 станция, причем 22 из них уже сейчас принимают пассажиров. Первый участок линии от «Петровского парка» до «Делового центра» открылся в феврале 2018-го, а пассажирское движение по всем участкам запустим уже в следующем году.
Если говорить о других линиях, то в 2023-м планируется продление Калининско-Солнцевской линии от станции «Рассказовка» до станции в аэропорту Внуково, а также продление Люблинско-Дмитровской линии от «Селигерской» до станции «Физтех» в район Северный. Кроме того, в перспективе построим три новые радиальные линии: Бирюлевскую, Троицкую и Рублево-Архангельскую, а также ряд станций на действующих радиусах.
Москвичи уже привыкли к большому количеству новых дорог и развязок. Расскажите об этой работе.
Отмечу, что и в дорожном строительстве мы держим «планку»: всего в уходящем году в городе было построено и сдано более 91 км дорог, 24 моста и эстакады, а также 14 надземных и подземных пешеходных переходов. А в ближайший год в столице завершится формирование единого дорожного каркаса, основу которого составляют хорды и рокада, и важным элементом этой системы станет Московский скоростной диаметр (МСД). Как раз в этом году мы запустили его основной участок от трассы М-11 «Москва—Санкт-Петербург» до Косинской развязки; причем этот проект не только трудный и важный, но и не имеет аналогов. Благодаря ему можно будет улучшить экологическую ситуацию: перепробеги значительно уменьшаются, за счет этого происходит сокращение выбросов СО2. Добавлю, что в целом работа по строительству МСД закончится в 2023 году.
Другими важными дорожными объектами, запущенными в этом году, стали путепровод для соединения Матвеевской и Веерной улиц с проспектом Генерала Дорохова, развязка на пересечении МКАД с Осташковским шоссе, основной ход магистрали «Солнцево—Бутово—Варшавское шоссе» на участке от Боровского до Киевского шоссе, тоннель со съездом с Киевского шоссе на улицу Адмирала Корнилова, впрочем, еще много и других.
На 2023 году у нас запланирована сдача в эксплуатацию на уровне текущего года. Мы откроем сразу пять южных участков МСД, транспортную развязку на пересечении МКАД с Липецкой улицей, участок Южной рокады и ряд других.
Другой составляющей столичной транспортной системы становятся Московские центральные диаметры (МЦД). Расскажите, что уже сделано.
Действительно, МЦД — важнейший транспортный проект Москвы и Московской области, имеющий большое значение для всей агломерации. К настоящему времени уже запущены первые диаметры: МЦД-1 («Одинцово—Лобня») и МЦД-2 («Нахабино—Подольск»).
В настоящее время мы продолжаем работу. Так, сейчас в рамках создания маршрутов МЦД-3 и МЦД-4 ведутся масштабные строительные работы по реконструкции железнодорожных путей и пассажирских платформ на Киевском направлении, на участках от Звенигородского шоссе до Савеловского вокзала, от Марьиной Рощи до Площади трех вокзалов, от Площади трех вокзалов до Нижегородской; продолжаются работы по строительству соединительной ветви между Киевским и Смоленским направлениями, по реконструкции Митьковской соединительной ветви между Октябрьской железной дорогой и Казанским направлением Московской, а также на других объектах. Напомню, что всего за несколько лет на маршрутах МЦД было построено 12 новых станций и реконструировано 23 существующих остановочных пункта. По нашим планам, запуск маршрутов МЦД-3 и МЦД-4 планируется до конца следующего года.
Важнейшей программой, причем не только градостроительной, но и социальной, остается реновация жилья. Как обстоят дела с переселением москвичей в комфортные квартиры?
Программа реновации — это не только самый масштабный в мире градпроект обновления жилого фонда, но еще и колоссальная программа изменения городской среды, ее гуманизации и улучшения. В целом программа реализуется динамично: на сегодняшний день передано под заселение 207 домов, к переселению приступили 98,1 тыс. человек из 579 домов; из них 85,1 тыс. уже определились с выбором квартир. Для этих целей введено в эксплуатацию 227 новых домов на 3 млн «квадратов». Более того, создан и хороший задел на будущее: сейчас в проектировании и на стадии строительства находятся 389 домов площадью 7,2 млн кв. м.
Хочу подчеркнуть, что темпы выполнения программы реновации ежегодно нарастают. В ближайшие пару лет предполагается построить вдвое больше жилья, чем за предыдущие годы, то есть порядка 6 млн кв. м.
Замечу, что важнейшим фактором, позволяющим реализовывать программу, является количество подобранных стартовых площадок. На сегодня их подобрано 565 с градостроительным потенциалом 9 млн «квадратов» жилья. Только в этом году их количество увеличилось на 35 территорий, и подбор продолжается.
Андрей БОЧКАРЕВ, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:
«По итогам программы реновации столица должна получить еще и качественно новую комфортную горсреду, которая будет максимально отвечать интересам москвичей»
Номер публикации: №50 30.12.2022