И снова «Багратион»! Мост, названный в честь русского генерала, обретет новую жизнь

И снова «Багратион»! Мост, названный в честь русского генерала, обретет новую жизнь

И снова «Багратион»! Мост, названный в честь русского генерала, обретет новую жизнь Дмитрий Белицкий/ АГН «Москва»
На западе Москвы многие места и топонимы неразрывно связаны с войной 1812 года. Поэтому не случайно перекинутый через Москву-реку торгово-пешеходный мост, соединяющий Краснопресненскую набережную с набережной Тараса Шевченко, был назван в той же логике. Мост стал первым сооружением комплекса «Москва-Сити». А, как известно, именно Петра Багратиона император французов Наполеон считал первейшим и самым храбрым из российских генералов.

Открытие моста состоялось в сентябре 1997 года и было приурочено к 850-летию Москвы. Он был построен по проекту архитектора Бориса Тхора и конструктора Владимира Травуша. Это довольно внушительное по габаритам сооружение: пролетное строение представляет собой треугольную в поперечнике металлическую ферму длиной 147+49 метров и высотой 12 метров, площадь моста — 13,6 тыс. кв. метров, длина — 214 метров, высота над уровнем Москвы-реки — 14, а ширина — 16 метров.

Обычно такие сооружения запроектированы с немалым запасом прочности и могут десятилетиями исправно выполнять свои функции, не требуя затрат на капитальную реконструкцию. Но в 2024 году торгово-пешеходный мост перешел в собственность ООО «Паром», далее эту компанию у управлявшей сооружением «ГАЛС-Девелопмент» приобрело ООО «РВБ» объединившихся Wildberries и Russ Outdoor, после чего вскоре стало известно о планах новых владельцев выкупить офисное здание у моста «Багратион» и создать в нем штаб-квартиру для 17 тыс. своих сотрудников. Еще тогда ими было заявлено, что новый небоскреб станет самым высоким бизнес-центром в столице.

Это предопределило дальнейшие события вокруг моста, в течение трех десятилетий являвшегося важной городской транспортно-пешеходной артерией и ставшего за время службы одним из узнаваемых символов столицы. Когда в январе Москомархитектура утвердила архитектурно-градостроительное решение для бизнес-центра, который Wildberries & Russ планирует возвести рядом с мостом «Багратион» у делового центра «Москва-Сити », стало ясно, что вскоре работы начнутся, так как проект предполагает интеграцию моста в здание нового небоскреба.

И действительно, 12 мая мост закрыли на реконструкцию, и к настоящему времени уже разобран фасад его северного вестибюля. Это событие стало самым дискутабельным в последнее время среди москвичей, которые не только выражают недовольство возникшими долговременными транспортными неудобствами, но и горячо обсуждают особенности масштабного проекта. Автором интеграции нового моста со зданием небоскреба Wildberries & Russ стал известный архитектор Сергей Чобан, а в основу предложенной им архитектурной концепции легли идеи супрематической архитектуры Казимира Малевича. По планам, реализация проекта завершится в самом конце 2030 года, и когда этот день настанет, над Краснопресненской набережной во всей своей красе взметнется 75-этажное здание высотой 399,8 метра, которое станет центром целого инфраструктурного комплекса, рассчитанного на размещение 17 тыс. рабочих мест. Причем проектом предусмотрена масса оригинальных и визуально выигрышных архитектурно-планировочных решений, включая этажи с террасами и панорамными видами, а также этажи, объединенные атриумом.

Все это грядущее великолепие не могло оставить равнодушными не только активных горожан, но и представителей архитектурного сообщества. Мнения, как обычно, разделись. Московский архитектор с 30-летним стажем Николай Иванов относится к проекту резко отрицательно.

Николай Иванов.jpg

«Считаю принятое решение о сносе (так называемой реконструкции) моста «Багратион» чисто политическим. Мост был во вполне удовлетворительном состоянии, и в Москве вполне хватает других знаковых объектов, нуждающихся в немедленной реконструкции», — заявил архитектор «Стройгазете», подчеркнув, что для него в первую очередь «Москва-Сити» и мост «Багратион» — несомненный пример яркого успеха известного московского архитектора Бориса Тхора. «Не знаю, каким уж образом он сумел уговорить Юрия Лужкова на такой эксперимент, да еще в годы полной разрухи во всем. Но на тот момент «Башня-2000», мост «Багратион» и первая очередь реконструкции «Экспоцентра» (кстати, построенного в 1980-е по проекту того же Тхора) были своего рода порталом в другой век», — отметил Николай Иванов.

По его словам, в те времена слепого преклонения перед западными мэтрами, реализовав перечисленные проекты, Борис Тхор доказал, что московская архитектурная школа способна не только работать на уровне зарубежных специалистов, но и во многом превосходить их. Можно долго спорить о правильности выбора места для размещения делового центра «Москва-Сити» (визуально-ландшафтного анализа в те годы практически еще не существовало), но само появление такого и по сей день бурно развивающегося комплекса или, как сейчас говорят, кластера стало заметной вехой в новой российской архитектуре. Причем вехой глубоко продуманной и четко спланированной с градостроительной точки зрения.

Сейчас же, сожалеет архитектор, такое долгосрочное градостроительное планирование полностью подменено сиюминутной экономической целесообразностью. «Завершение существующего моста при парадном входе в «Москву-Сити» многоэтажной иглой (иначе не назовешь) корпуса Wildberris будет очередным ярким примером дурновкусия», — считает Николай Иванов.

Наталья Солопова.jpg

Впрочем, у проекта немало и доброжелателей. Лауреат премии города Москвы в области литературы и искусства (номинация «Архитектура и дизайн») Наталия Солопова из их числа. «Я помню, как мост проектировался и строился, была знакома с Борисом Тхором. Но с тех пор прошло тридцать лет и время многое изменило. Могу лишь сказать, что к сносу общественной зоны моста отношусь без сожаления. А новый проект Сергея Чобана — просто отличный!» — уверена она.

Что ж, сколько профессионалов — столько и мнений. А «Стройгазета» продолжит следить за дискуссиями вокруг этой знаковой стройки, по результатам которой в Москве через пять лет должна появиться еще одна яркая архитектурная доминанта