Гордиев узел

Проект строительства Багаевского гидроузла вызывает большие сомнения

Экспертный совет при правительстве России, рассмотрев результаты публичного технологического и ценового аудита проекта строительства Багаевского гидроузла на Дону в Ростовской области, решил, что тема требует дополнительной проработки. «Строительная газета» писала о том, что в начале августа 2016 года этот проект был включен в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». Финансироваться он должен за счет федерального бюджета, его реализация обойдется почти в 22 млрд рублей. Проект предусматривает строительство судоходного шлюза, рыбопропускных сооружений, плотины и инженерных сооружений, предохраняющих от затопления и подтопления территории. Это, по мнению разработчиков, должно помочь справиться с проблемой маловодья Дона, восстановить судоходство и предотвратить обмеление Цимлянского водохранилища. Планировалось, что строительство начнется в 2017 году.

Но общественность выступила против строительства гидроузла, так как это негативно скажется на экологии региона и может навредить экосистеме Азовского моря. Группа донских ученых направила в адрес Президента России Владимира Путина ходатайство о полном исключении какого-либо строительства гидросооружений на Нижнем Дону. В письме говорится, что упадок, в который постепенно приходит Дон, во многом следствие ранее построенных на нем сооружений, а также недостаточной расчистки малых рек, питающих Дон и Цимлу. Как было отмечено в письме, «в этих условиях внезапно, без какого-либо научного обоснования, разворачивается бурная деятельность по срочному строительству нового гидроузла в районе хутора Арпачин. При этом во всем мире, наоборот, усиливается тенденция к демонтажу плотин и к переходу на суда с низкой посадкой, что, кстати, обеспечивает многократный рост объемов перевозок по сравнению с нашими и одновременно восстановление рыбных запасов».

Ученые составили список из 15 серьезных проблем, к которым приведет строительство гидроузла. Среди них ухудшение водного баланса Нижнего Дона за счет увеличения зеркала испарения, резкого усиления фильтрационных эффектов и увеличения объема воды, необходимого для заполнения измененного русла. Также будут окончательно уничтожены последние нерестилища многих ценных пород рыб. Усилится осолонение Азовского моря, будут подтоплены и станут частично непригодными для жизни несколько крупных населенных пунктов вблизи гидроузла, произойдет заболачивание и засоление нескольких тысяч гектаров сельхозземель. Кроме того, строительство гидроузла приведет к уничтожению двух заповедных островов в районе хутора Арпачин с их уникальной охраняемой биосферой и песчаных донских пляжей на несколько километров вверх по течению реки — мест отдыха многих ростовчан.

И все же, несмотря на опасения ученых, был объявлен конкурс на проектирование Багаевского гидроузла, который выиграла московская компания ОА «Акватик», снизив цену с 736,2 млн рублей до 552,2 млн рублей. Одним из главных аргументов сторонников строительства стало то, что оно позволит к 2020 году увеличить грузопоток до 18-19 млн тонн (сегодня суда перевозят по Дону менее 9 млн тонн груза). Но совет при правительстве РФ, рассмотрев все материалы, пришел к выводу: это заявление требует подтверждения, и только после него можно принимать окончательное решение о реализации проекта.

Во время аудита было учтено, что проект имеет большой общественный резонанс, вызванный опасениями об ухудшении экологической ситуации. Казалось бы, был выявлен всего один риск для экологии — нарушение миграции проходных и полупроходных рыб. Да только последствия такого риска оцениваются в 279 млн рублей. Заказчикам проекта, а это сразу три организации — Минтранс РФ, Федеральное агентство морского и речного транспорта и Азово-Донская бассейновая администрация, рекомендовано провести дополнительный аудит проектных решений по минимизации негативного воздействия на окружающую среду.

Эксперты также отнесли к рискам несоблюдение сроков проектирования. Из-за уменьшения срока проектирования (до года) возрастает риск его срыва, а также снижения качества и полноты необходимых изысканий и проектирования. Поэтому заказчикам предложено доработать календарный план реализации проекта с указанием этапов и видов работ и экспертиз, сроков, участников и ответственных лиц, привлекаемых подрядчиков и иных ресурсов, необходимых для качественного проектирования в сжатые сроки. Кроме того, заказчикам рекомендовано «подготовить сценарную модель с учетом возможности платного прохода через гидроузел». Для ее анализа предложено привлечь независимых консультантов. А ведь раньше, заметим, вопрос о плате за проход судов не поднимался. По всей видимости, проект хотят сделать окупаемым. Экспертный совет при правительстве РФ порекомендовал заказчикам подготовить необходимые дополнения к проекту до 1 апреля 2017 года, после чего решено вернуться к обсуждению целесообразности строительства.


Справочно

Необходимость строительства Багаевского гидроузла обсуждалась сначала в 1950-х годах, потом в 1980-е годы, но денег на этот объект тогда так и не выделили.