Двойной удар: усиливается ответственность за несоблюдение требований при строительстве и содержании дорог

Двойной удар: усиливается ответственность за несоблюдение требований при строительстве и содержании дорог

Двойной удар: усиливается ответственность за несоблюдение требований при строительстве и содержании дорог Shutterstock/FOTODOM
В принятом Государственной Думой 18 февраля в первом чтении законопроекте «О внесении изменений в статьи 3.5 и 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предлагается существенно повысить размер штрафов, налагаемых на должностных и юридических лиц за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Если в настоящее время размер штрафа за это административное нарушение, налагаемого на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, составляет от 20 до 30 тыс. рублей, то, согласно законопроекту, он должен увеличиться до 40-50 тыс. рублей, а для юридических лиц, для которых размер штрафа сейчас составляет от 200 до 300 тыс. рублей, он возрастет — соответственно, до 400-600 тыс. рублей. За те же действия, повлекшие причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, размер штрафа, налагаемого на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, составляющего сейчас от 50 до 100 тыс. рублей, и на юридических лиц — от 400 до 500 тыс. рублей, предлагается увеличить вдвое.

Впрочем, в процессе дальнейшей работы над законопроектом размер штрафов может быть изменен. В официальном отзыве на этот проект федерального закона, внесенного в Госдуму депутатом Леонидом Слуцким, правительство РФ указало, что его основная идея концептуально поддерживается. «Вместе с тем внесение в КоАП изменений, направленных на усиление установленных мер административной ответственности, должно основываться на результатах анализа статистических данных и правоприменительной практики, свидетельствующих о неэффективности либо об избыточности действующих мер административной ответственности. Однако приведенной в пояснительной записке к законопроекту информации недостаточно для обоснования необходимости принятия предлагаемых изменений», — сказано в документе. В частности, правительство отмечает, что на основании содержащейся в пояснительной записке к законопроекту информации о количестве ДТП нельзя сделать однозначный вывод о том, что обозначенные в ней аварии произошли именно вследствие несоблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог и дорожных сооружений, и по этой причине законопроект требует существенной доработки.

Об этом же говорил выступивший с содокладом член Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Александр Тетердинко. Напомнив, что административные штрафы по данному административному составу не пересматривались с 2017 года, и поэтому необходимость увеличения их размера очевидна, он отметил, что вопрос о том, насколько следует увеличивать административные штрафы, требует дальнейшей проработки на стадии второго чтения. «Авторы предлагают увеличить их в два раза. Надо ли так существенно их увеличивать, или, может быть, сделать это более плавно, не так резко, мы на стадии второго чтения отдельно с коллегами обсудим. Но концептуально данный законопроект поддерживается, штрафы необходимо увеличить», — подчеркнул Александр Тетердинко.

По мнению основного докладчика по законопроекту, одного из его авторов, председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Сергея Леонова, за нарушение норм, которые должны соблюдаться при строительстве, ремонте или реконструкции дорог, должны быть наказаны допустившие его должностные лица, причем существенно. «Да я сам в такую аварию один раз попал. На трассе М-1 меняли асфальт: старый асфальт срезали, новый укладывали. Никакого знака не было. Пошел дождь, и возник такой бордюрчик, так скажем, из нового асфальта. Я ехал на авто — машину занесло, я в кювете. Вот, пожалуйста, кто должен отвечать? Понятно, что те, кто делал этот ремонт. Вот в данном случае, на наш взгляд, увеличение штрафов повысит их ответственность и внимание к этой проблеме», — ответил депутат на один из вопросов, заданных ему в ходе обсуждения законопроекта.

Не менее убедительным в части необходимости существенного увеличения штрафов, налагаемых на безответственных дорожников, был и другой автор законопроекта — председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. «Этот законопроект направлен на то, чтобы дисциплинировать тех, кто отвечает за дорожную поверхность, и это мы делали прежде всего в интересах наших водителей. Водителю, который попал в ДТП, потому что отлетело колесо из-за дорожной ямы, водителю, который мучается из-за того, что знаки противоречат разметке и неправильно установлены соответствующими организациями, а потом машину у него эвакуировали, абсолютно все равно, есть ли деньги у соответствующего должностного или юридического лица. И, кстати, это не только органы местного самоуправления. Это могут быть и соответствующие эксплуатирующие коммерческие организации, эти бракоделы, которые выигрывают конкурсы, делают тяп-ляп свою работу, а потом страдают граждане и водители, растет уровень социальной напряженности, зреет негатив в отношении всей вертикали власти, в том числе и в отношении нас, депутатов», — завершил дискуссию по законопроекту Ярослав Нилов.