Дороги и качество жизни: федеральная сеть автомобильных трасс неуклонно растет

Дороги и качество жизни: федеральная сеть автомобильных трасс неуклонно растет

Дороги и качество жизни: федеральная сеть автомобильных трасс неуклонно растет Обход пяти населенных пунктов на трассе М-7 «Волга» в Республике Башкортостан
На прошедшем недавно в Росавтодоре совещании руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков подвел итоги выполнения программ дорожных работ за восемь месяцев 2024 года.

Он отметил, что руководство государства позитивно оценивает усилия по общему улучшению качества дорог и дорожной инфраструктуры и, в частности, обеспечению безопасного и комфортного проезда по популярным туристическим маршрутам.

«По итогам августа годовой бюджет Федерального дорожного агентства составляет 975,9 млрд рублей, за прошедший период дополнительно было доведено еще 46,7 млрд. При этом показатель кассового исполнения по итогам восьми месяцев 2024-го составил 643,1 млрд рублей, или 66,1 % от годового объема. Значительное перевыполнение — на 9,6 млрд рублей — было достигнуто по федеральному проекту «Развитие федеральной магистральной сети». Безусловно, это результат отлаженной совместной работы, темпы которой необходимо поддерживать и дальше», — отметил Роман Новиков.

Основная цель федпроекта «Развитие федеральной магистральной сети» в составе нацпроекта «Безопасные качественные дороги» — улучшение экономической связанности всех территорий страны посредством строительства и реконструкции участков автодорог федерального значения, в том числе строительство транспортных развязок, обходов населенных пунктов, отказ от одноуровневых пересечений с железнодорожной сетью, строительство и реконструкция мостов.

Важнейшие точки роста

То, как осваиваются выделенные средства, хорошо видно на ключевых объектах строительства и реконструкции федеральной дорожной сети, например, обходе Нижнекамска и Набережных Челнов в Татарстане, где более чем на 80% уложен слой покрытия.

На мосту через Каму на трассе М-7 «Волга» закончена надвижка металлической части пролетного строения. Мост длиной 1,3 км будет стоять на 22 опорах, строительство которых практически завершено: русловые опоры готовы на 95%, а эстакадные — на 80%. Часть пролетного строения над руслом является единой цельнометаллической конструкцией длиной 792 м, состоящей из 65 блоков. Собирать эти блоки начали в июне прошлого года, за 14 месяцев была собрана впечатляющая конструкция массой более 11 тыс. тонн. Монтаж руслового строения выполнялся методом продольной надвижки со скоростью 8-10 м в час.

Наибольший объем работ выполнен на участке строительства транспортной развязки протяженностью 70 м вблизи с. Шингальчи, которая близка к сдаче в эксплуатацию. Также на обходе ведется устройство дорожной одежды. На всем протяжении обхода необходимо уложить 1,26 млн тонн асфальтобетона. На данный момент техническая готовность обхода составляет 70%. Все работы по строительству нового направления трассы М-7 «Волга» завершатся до конца года.

В соседнем Башкортостане на заключительной стадии находится строительство обхода населенных пунктов Исаметово, Верхнеяркеево, Лаяшты, Ишкарово, Асяново на трассе М-7 «Волга». Это новый участок с 1169-го по 1231-й км. Работы идут по графику, сейчас строители возводят искусственные сооружения, устраивают коммуникации, земляное полотно и дорожную одежду.

photo_5303448840445222787_y.jpg
Обход пяти населенных пунктов на трассе М-7 «Волга» в Республике Башкортостан

Не менее интенсивно идут работы в Краснодарском крае, где до конца года должны открыть движение по новому направлению трассы А-289 Краснодар—Славянск-на-Кубани— Темрюк—автомобильная дорога А-290 Новороссийск—Керчь. Это один из самых важных дорожных проектов в регионе, значимый для всей страны, потому что дальний подход к Керченскому мосту станет четырехполосным, без светофорного регулирования, с разрешенной скоростью движения 90 км/ч. Новое направление позволит повысить транспортную доступность близлежащих населенных пунктов, безопасность и комфорт автомобилистов.

В Дагестане ударными темпами идет строительство обхода Хасавюрта, который войдет в состав трассы Р-217 «Кавказ». Первые 9 км обхода планируется ввести уже до конца 2024 года. Старт строительству и реконструкции этого четырехполосного участка дороги протяженностью 21 км (с 718-го по 739-й км) был дан весной нынешнего года. На участке устроят наружное освещение, установят разделяющее потоки бетонное ограждение, возведут три транспортные развязки, пять путепроводов и скотопрогонов, а также мост через реку Ярык-Су. Новая дорога возьмет начало у границы с Чеченской Республикой, пройдет южнее Хасавюрта и сомкнется с основным направлением дороги «Кавказ» вблизи моста через реку Акташ.

6656cc8407274484287001.jpeg
Обход Хасавюрта на трассе Р-217 «Кавказ» в Республике Дагестан

В Чеченской Республике не меньшее значение придают строительству обхода Гудермеса в составе той же трассы Р-217 «Кавказ», что позволит освободить город от транзитного транспорта, повысить уровень безопасности автомобилистов и пешеходов, улучшить экологическую обстановку. Обход Гудермеса пройдет от Мескер-Юрта до Кошкельды. Движение на участке I очереди обхода длиной около 15 км открыли в 2015 году, на 12-километровом отрезке II очереди — в конце 2019го. Сейчас идут работы на III очереди обхода. Проектом предусмотрено строительство участка дороги с четырьмя полосами движения и разделением встречных потоков бетонным ограждением, трех транспортных развязок с тремя путепроводами и эстакадой. После ввода в эксплуатацию осенью текущего года III очереди объездной дороги ее общая протяженность составит 36 км.

Сибирь прирастает дорогами

В Иркутской области полным ходом идет строительство участка км 26 — км 47 трассы Р-258 «Байкал» в обход поселка Чистые Ключи и села Моты, где круглосуточно задействовано до 80 единиц спецтехники и 300 дорожников. Весной подрядная организация приступила к укладке нижних слоев асфальтобетонного покрытия. Также ведутся разработка скального грунта, отсыпка насыпи земляного полотна, укладка дорожной одежды из щебеночно-мастичного асфальтобетона. В составе обхода будет построено два моста через реки Каторжанку и Нижние Моты, транспортная развязка в разных уровнях со строительством путепровода. На дороге будет оборудовано 11 км линий искусственного освещения, 194 м шумозащитных экранов, 19,6 км барьерного ограждения, построен подземный пешеходный переход. Участок позволит значительно повысить безопасность дорожного движения. На отрезках с затяжным уклоном построят 13,6 км дополнительных полос на подъем для удобства водителей грузового транспорта. Строящийся обход станет логическим продолжением участка км 47 — км 55.

В октябре запланирован ввод в эксплуатацию обхода Усолья-Сибирского и Тельмы, готовность 42-километровой дороги составляет уже около 90%. После ее сдачи ФКУ Упрдор «Прибайкалье» отремонтирует прежнюю дорогу, проходящую сквозь Усолье, и передаст ее на баланс муниципалитета. Вывод транзитного транспорта за пределы населенного пункта повысит безопасность и улучшит экологическую обстановку и качество жизни населения.

Без выходных

Активные дорожные работы идут и в Подмосковье, куда стекаются транспортные потоки со всей страны. Не случайно руководство Росавтодора уделяет этому вопросу много внимания. В ходе одной из инспекционных поездок Роман Новиков ознакомился с ходом работ на федеральных трассах М-5 «Урал» и Р-22 «Каспий» в Московской области, в частности, осмотрел обход поселка Октябрьский с мостом через реку Москву в составе трассы «Урал» (это наиболее загруженный участок в структуре Московского транспортного узла), проинспектировал ход капитального ремонта федеральной трассы «Каспий» на отрезке км 169 — км 185.

Руководитель ведомства отметил, что открытие новой дороги улучшит транспортную доступность Московской и Рязанской областей и по достоинству будет оценено всеми, кто едет по трассе «Урал»: «Ресурсы, используемые на объекте, позволяют планировать завершение строительства в текущем году. Необходимо как можно скорее открыть движение по обходу, этого ждут миллионы пользователей». На участке задействовано 130 единиц техники и более 400 рабочих, ведутся работы по отсыпке земляного полотна, возведению трех путепроводов и трех транспортных развязок. Техническая готовность объекта составляет более 70%.

Не менее ответственный проект — строительство и реконструкция трассы М-5 «Урал» на участке Ульянино—Непецино. Работы там стартовали в 2019 году и сейчас близки к завершению. Это будет новая четырехполосная дорога протяженностью более 20 км с разделением встречных потоков и освещением, которая поспособствует выводу транзитного транспорта из населенных пунктов Раменского и Воскресенского муниципальных округов Подмосковья.

В 2024 году планируется ввод в эксплуатацию 2-го этапа обхода Волгограда. 25-километровый обход «уведет» порядка 8-16 тыс. транзитников с московской на ростовскую трассу без заезда в Волгоград. С трассы «Каспий» транспорт будет уходить на развязку в районе Кузьмичей и по четырехполосной магистрали, не заезжая в населенные пункты, следовать до выезда на трассу Р-260 за поселком Горьковским. Обход Волгограда войдет в состав международного транспортного коридора «Север—Юг».

Также к концу нынешнего года будет достроен мост через реку Суру в Чувашии на 582-м км дороги М-7 «Волга». Длина русловой части сооружения составляет 450 м. Под мостом 65 опор, в том числе шесть русловых. Сейчас заканчивается монтаж металлоконструкций на участке сопряжения пролетного строения русловых опор с эстакадной частью. Ее протяженность составляет 152 м, вес — 1 071 тонну. Планом работ предусмотрено строительство локальных очистных сооружений ливневой канализации на обоих берегах Суры, насосных станций автоматического противогололедного комплекса.