Да будет безопасность!

Лучшая освещенность дорог должна способствовать снижению аварийности

На недавнем заседании Госсовета, посвященном дорогам, особое внимание было уделено освещению дорог в ночное время. Проблема эта, что называется, давно «перезрела». «С этим у нас, прямо скажем, беда, за пределами агломераций практически на всех дорогах — кромешная темень, — заявил президент Владимир Путин. — И дело не только в неразвитой инфраструктуре, дело, надо об этом прямо сказать, в объективном дефиците средств: ночной тариф на электроэнергию достаточно дорогой. Это вынужденная экономия, и она приводит, к сожалению, к авариям и трагедиям». По мнению главы государства, за такую ситуацию отвечают и энергетики, и главы регионов, и правительство в целом. «Прошу всех, кого я упомянул, согласованно и незамедлительно приступить к решению вопроса о тарифах для освещения дорог, — сказал президент. — И конечно, нужно определиться с темпом, с пошаговым решением этих задач: что, где, когда нужно в первую очередь начать освещать».

По данным ГИБДД, в 2018 году в стране произошло 168 тыс. ДТП, в которых погибло 18,2 тыс. человек! При этом на темное время суток пришлось около трети ДТП (57,3 тыс.) и почти половина погибших (8,8 тыс.). Отсутствие, недостаточность или неисправность становятся непосредственной причиной примерно 30% происшествий. По расчетам экспертов, качественное освещение позволяет снизить аварийность на 20-30%, а смертность в результате ДТП — вполовину.

В настоящее время в России вдоль дорог установлено более 8 млн фонарей, однако почти 90% из них — в городах. Ситуация за пределами городов несколько улучшилась: если в недавнем прошлом освещенными были лишь около 3,5 тыс. км федеральных трасс, то сегодня — уже более 8,5 тыс. км. Тем не менее, этого все равно недостаточно.

Освещение улиц и автомобильных дорог требует от государства немалых ресурсов. Ежегодно на эти цели в РФ затрачивается около 5,5 млрд кВт в год, соответственно, это требует денежных расходов на сумму около 22 млрд рублей. Именно поэтому одной из важных задач национального проекта «Безопасные и качественные автодороги» является оптимизация расхода электричества на ночное освещение, а также снижение затрат и на строительство, и на содержание всей осветительной сети.

Одним из путей решения проблемы может стать использование систем интеллектуального контроля за освещением и новых типов осветительных приборов, в частности, светодиодов. Интеллектуальные системы помогают регулировать работу осветительных приборов в зависимости от времени дня, погодных условий и даже загруженности трассы. Они способны снизить потребление энергии на треть. Кроме того, подобные решения осуществляют самоконтроль за исправностью каждого отдельного светильника. Кстати, внедрение такой системы на Алтае, на участке Чуйского тракта протяженностью в 32 км, позволяет экономить до 50% электроэнергии, в частности, за счет возможности отключать часть модулей в светильниках на участках с низкой загруженностью.

Давно назрела необходимость перехода с дуговых натриевых трубчатых ламп (ДНаТ — самые распространенные на наших дорогах) к светодиодам. Хотя светодиодные лампы стоят дороже, они при одинаковом показателе по световому потоку потребляют вдвое меньше энергии и служат в три раза дольше. Это позволяет заранее рассчитывать и прокладывать менее емкие кабели энергоснабжения. Кроме того, доказано, что именно в белом свете светодиодов человек лучше ощущает цветопередачу, четче видит границы объектов. Есть уже соответствующее решение правительства РФ на этот счет: с 2020 года запланирован полный запрет на использование неэнергоэффективных источников света. Все это дает повод надеяться, что меры, принимаемые властями, в том числе и посредством нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги», качественно поменяют ситуацию с ночным освещением улиц и дорог.


Кроме того:

Как сообщили в Минэнерго России, в настоящее время проводится анализ ценовых категорий, которые используются при расчетах за электроэнергию при уличном освещении. Такая работа позволит снизить стоимость электричества, считают в ведомстве.