Через фьорды

В Норвегии планируют построить первый подводный плавающий тоннель

Норвегия — страна фьордов, узких, извилистых, глубоко врезающихся в сушу морских заливов с крутыми скалистыми берегами. Фьорды необычайно красивы и привлекают ежегодно тысячи туристов, но их сложный рельеф создает большие транспортные проблемы. Как правило, длина фьорда во много раз превосходит его ширину, и, чтобы попасть с одного берега на другой, необходимо совершать многокилометровые объезды или устраивать переправу. Однако сооружение обычных тоннелей на дне моря часто невозможно из-за больших глубин. Например, глубина знаменитого Согне-фьорда достигает 1,3 км. Возводить мосты тоже непросто из-за сильной изрезанности береговой линии и крутизны скал (высотой до 1 км). Поэтому в Норвегии и возникла идея создать своеобразный «гибрид» моста и тоннеля — автомобильный тоннель, плавающий в толще воды. Планируется, что первый такой мост-тоннель соединит города Кристиансанн и Тронхейм. Сейчас автомобилистам приходится пользоваться паромной переправой, а в случае реализации проекта время в пути сократится вдвое — с 21 до 10 часов. Данный проект является уникальным — мост, висящий в воде, а не в воздухе, в мире пока еще никто не строил. Завершить строительство планируется к 2035 году.

Фантастическое сооружение из двух тоннелей — по одному в каждую сторону — будет находиться на уровне примерно 30 м ниже поверхности воды. Такая глубина выбрана для того чтобы не мешать мореплаванию.

Каждый из тоннелей представляет собой жесткую трубу длиной 26 км. Их соединят друг с другом переходами через каждые 250 м. Сверху трубы будут удерживать тросы, закрепленные на понтонах, а к дну их прикрепят тяжелые якоря. Таким образом авторы проекта намереваются достичь полной неподвижности тоннелей для безопасного проезда автомобилей. Трубы, секцию за секцией, соберут на земле, после чего погрузят в море. Затем в специальные емкости-балласты зальют воду, чтобы опустить трубы на нужную глубину. Чтобы езда внутри тоннелей была комфортной и безопасной, их наклон не должен превышать 5%. И авторы проекта уверяют, что движение по подводной трубе не будет ничем отличаться от движения по обычному тоннелю.

Однако вопросы, связанные с безопасностью сооружения, все же остаются. Очевидно, что подводный мост-тоннель будет в любом случае относиться к объектам повышенной опасности. Любое происшествие, которое на обычной дороге считается рядовым, здесь может привести к катастрофе. Ведь над каждым квадратным метром дороги будет находиться по 30 тыс. литров воды.


Справочно:

На сегодняшний день в Норвегии построено 1150 транспортных тоннелей, 35 из которых проходят под водой. Например, в 2013 году в стране открыли самый длинный подводный тоннель Кармей длиной почти 9 км.

Теги: