Игорь Николаевич, что было сделано за прошлый год в сфере строительства различных инфраструктурных объектов?
Прошлый год был результативным: завершена реконструкция 18 транспортных объектов, в том числе 12 объектов аэродромной инфраструктуры, одного — железнодорожной, пяти — водного транспорта. С опережением сроков сданы взлетно-посадочные полосы в аэропортах Архангельска, Магнитогорска и Благовещенска, а также перрон в аэропорту Братска.
В Республике Саха (Якутии) выполнена реконструкция в аэропортах Вилюйск, Усть-Нера, Черский и Якутск. В Камчатском крае завершены работы в аэропортах Елизово и Усть-Камчатск. Проведена реконструкция аэродромной инфраструктуры в Оренбурге, а также ВПП в самом северном городе России — Певеке в Чукотском автономном округе.
В Мурманской области дан старт рабочему движению к морскому порту Лавна. Для подготовки плавсостава и работников береговой инфраструктуры флота раньше контрактного срока было завершено строительство нового учебного корпуса Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова в Новороссийске.
Есть ли среди этих объектов знаковые и чем-то запомнившиеся вам?
На самом деле каждый объект уникален. Хотя да, были и настоящие подвиги: например, за 95 дней впервые в истории такого строительства провели реконструкцию взлетно-посадочной полосы в аэропорту Оренбурга, длиной 2,5 км.
Однако в первую очередь я бы обратил внимание на эффект, который дает развитие транспортной инфраструктуры. Она формирует новую экономическую реальность страны, потому что любой порт, аэропорт, железная дорога служит драйвером развития региона на годы вперед. Для некоторых труднодоступных регионов страны развитие транспорта — это первостепенная необходимость, например, в Сибири или на севере.
Какие планы ставите перед собой на этот год? Не предвидится снижения объемов работ?
Ни в коем случае. В нашем портфеле сегодня 83 проекта в 40 регионах страны. В этом году мы планируем не только не снижать темпов, но даже улучшить показатели и завершить более 30 проектов. Среди них порядка 20 объектов внутренней водной инфраструктуры, 16 — аэродромной, два — железнодорожной. С начала года мы уже досрочно ввели взлетно-посадочную полосу в Кемерове и завершили реконструкцию части полосы аэропорта Полярный, что позволило использовать полосу в полном объеме. Надеюсь, дальше так по году и пойдем…
Сегодня в торговом и промышленном сотрудничестве наблюдается заметный акцент на страны Юго-Восточной и Средней Азии. Реализуются ли проекты, отвечающие этим интересам?
Данному направлению уделяется сейчас большое внимание. Так, участники прошедшего в прошлом году Восточного экономического форума обсудили концепцию бесшовного транзита между Россией и Китаем. Воздушные гавани приграничных городов Благовещенска и Хэйхэ разделяет всего 70 км, время в пути занимает от одного до полутора часов.
Реализуя проект в аэропорту Благовещенска, в прошлом году мы с опережением сроков завершили строительство новой взлетно-посадочной полосы длиной 3 км, значительно расширяющей его возможности. Теперь этот аэропорт сможет принимать различные типы самолетов, в том числе дальнемагистральные лайнеры. Модернизация авиагавани будет способствовать расширению маршрутной сети как внутренних авиалиний, так и международных направлений, в первую очередь в Азии. Полностью реконструкция инфраструктуры аэропорта Благовещенска будет завершена в этом году.
В последние годы большое внимание уделяется развитию авиации. Сколько проектов по строительству и модернизации аэропортов сейчас в работе?
На разных этапах реконструкции находится 29 объектов аэродромной инфраструктуры. В этом году мы приняли в работу объекты в аэропортах Сочи, Горно-Алтайска и Олекминска в Якутии.
Не могу не отметить и еще один проект — в аэропорту Грозного (Северном). После завершения работ по реконструкции его взлетно-посадочная полоса сможет принимать любые типы воздушных судов. Помимо этого, рядом строится новый терминал, рассчитанный на пассажиропоток около полутора миллионов человек в год. Работы на этом объекте разделены на этапы — в этом году планируем завершить строительство взлетно-посадочной полосы, а в 2025-м — остальной аэродромной инфраструктуры. При этом важно отметить, что работы по строительству аэродромной инфраструктуры и терминала синхронизированы.
А как обстоит дело с речной инфраструктурой и формированием водных путей внутри страны?
Протяженность судоходных путей России — более 101 тыс. км, водная сеть включает в себя свыше 700 гидротехнических сооружений различного назначения, в том числе судоходные шлюзы, насосные станции, плотины, дамбы и водосбросы.
Сегодня масштабная реконструкция гидросооружений на водных путях ведется в Енисейском, Волжском, Камском, Азово-Донском, Байкало-Ангарском, Беломорско-Онежском, Волго-Донском и Московском бассейнах. В прошлом году были введены в эксплуатацию гидросооружения Нижнекамского шлюза и в Енисейском бассейне, проведена реконструкция гидроузла №6 Волго-Донского канала и шлюза №18 Беломорско-Балтийского канала.
Реализация проектов продолжается и сейчас: в этом году мы планируем завершить работы на четырех гидротехнических сооружениях Беломорско-Балтийского канала, на сооружениях Енисейского бассейна, а также на объектах канала имени Москвы. Как видите, и объектов, и работы много, причем основные виды проводимых работ — это замена механического оборудования, реконструкция систем автоматизации и мониторинга гидротехнических сооружений, дноуглубительные работы, поставка навигационного оборудования.
Расскажите о развитии морской портовой инфраструктуры.
Морские порты в России служат воротами международных транспортных коридоров, а значит, имеют особое, стратегическое значение для грузоперевозок и торговли.
В крупнейших портах Арктического, Дальневосточного, Каспийского, Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов развернулись масштабные работы по строительству и реконструкции инфраструктуры. Например, идут строительство морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае, инфраструктуры морского порта в городе Пионерский в Калининградской области, реконструкция инфраструктуры порта Петропавловска-Камчатского и морского порта Холмск.
Настоящий мегапроект — строительство железнодорожных подходов к морским портам Мурманского транспортного узла. В какой стадии сегодня этот проект?
В декабре открыто рабочее движение поездов по новой железнодорожной линии от станции Выходной до морского порта Лавна. Было проложено почти 49,7 км пути и построено 137 искусственных сооружений, в том числе 11 мостов и путепроводов. Особо стоит отметить, что ежедневно на этих объектах были задействованы почти 2,5 тыс. человек и более 250 единиц спецтехники.
А одним из сложнейших инженерных сооружений стал мост через реку Тулому — самый большой мост в Заполярье, его протяженность 1 313 м. Он состоит из восьми пролетных строений и двух береговых эстакад; длина пролетов моста превышает 100 м, глубина заложения фундаментов — 15 м, а самая высокая его точка находится на уровне 55 м над поверхностью воды.
Порт Лавна призван открыть новые экспортные направления для российского угля за счет беспрепятственного доступа в нейтральные воды Мирового океана. Еще одно значимое преимущество порта — его глубоководность: уже у берега глубины достигают 15 м, что позволит принимать крупнотоннажные суда. Кроме того, порт является незамерзающим и не требует работы ледоколов.
А открытие железнодорожного движения по линии «Выходной—Лавна» обеспечит возможность перевозки грузов в этот новый морской порт на берегу Кольского залива в объеме порядка 18 млн тонн в год. Полностью ввод в эксплуатацию новой железнодорожной линии планируется в этом году.
Есть ли аналогичные проекты в других регионах?
Из масштабных железнодорожных проектов могу выделить развитие Новороссийского транспортного узла. Сейчас здесь ведется строительство второго главного пути от станции Гайдук до станции парк Нижний, движение по нему планируем открыть в конце следующего года. Это увеличит пропускную способность на 8 млн тонн в год.
Помимо этого, проект включает в себя также строительство приемоотправочного железнодорожного парка Б на 25 путей, который будет располагаться между парком А и Цемесской рощей. В ходе его реализации строители возведут 20 искусственных сооружений и переустроят русло реки Цемес на протяжении 2,4 км.
По итогам реализации всего проекта провозная способность Новороссийского транспортного узла увеличится с 25,7 млн тонн в год до 43 млн.
В прошлом году вам передали для реконструкции железнодорожные объекты транспортной инфраструктуры в Крыму.
В сентябре мы заключили госконтракт и приступили к реконструкции участка «Владиславовка—Семь Колодезей». Предусмотрено, что будет уложен новый главный путь, реконструирован существующий, полностью обновлены системы сигнализации и управления движением, также будет модернизировано 11 платформ и переезд в восточной части полуострова Крым. Предполагается, что реконструкция этого участка повысит к 2026 году провозную способность до 20 пар пассажирских и 19 пар грузовых поездов в сутки.
Также в этом году мы планируем начать реконструкцию железнодорожного обхода Инкерманского Свято-Климентского монастыря. Реализация этого проекта позволит сохранить старейший памятник культурного наследия, одну из величайших жемчужин Крыма, от разрушения, связанного с близким соседством железной дороги.
Номер публикации: №08 01.03.2024