Благополучная развязка

Дорожники завершили строительство важного транспортного объекта на трассе М-4 «Дон»

Открыта для движения в полном объеме новая трехуровневая транспортная развязка на 1442-м километре федеральной трассы М-4 «Дон», в районе реки Джубги (Туапсинский район Краснодарского края). Она обеспечит транспортные связи между курортами Черноморского побережья Северного Кавказа и объединит направления Краснодар — Новороссийск (по федеральной автомобильной дороге М-4 «Дон») и Джубга — Сочи (по федеральной автомобильной дороге А-147). В связи с постоянно растущим турпотоком строительство новых дорог и реконструкция М-4 «Дон» становятся неотъемлемой составляющей развития края.

Практически на всем протяжении М-4 от Горячего Ключа до Дефановки на трассе полным ходом идет реконструкция — дорога расширяется до трех полос (с возможностью реверса в зависимости от трафика). Видно, что работа идет не просто: дорога пролегает в горах, где каждый клочок плоской поверхности на вес золота. На иные участки и технику загнать сложно — приходится подсыпать грунт, надежно укреплять его, сооружать подпорные стенки.

Непростая здесь ситуация и в климатическом отношении. По словам первого заместителя председателя правления ГК «Автодор» Игоря Урманова, всем памятны события 2002 года, когда из-за сильных дождей в горах образовались селевые потоки. Много хлопот доставила тогда как раз река Джубга: казавшийся надежным мост был буквально сметен селевым потоком. И хотя благодаря стараниям дорожников движение удалось сравнительно быстро восстановить, проблема обеспечения надежного транспортного сообщения в этом районе оставалась...

В момент нашего приезда Джубга выглядела совсем безобидной: небольшой ручей, который можно перейти вброд. Но зная коварный нрав реки, дорожники решили запереть ее вблизи развязки в бетон. Бетонирование русла будет осуществлено на протяжении 600 метров, помимо этого строители проведут дополнительные берегоукрепляющие мероприятия.

Развязку построили так, чтобы транспортные потоки не пересекались. Первый уровень позволяет беспрепятственно двигаться по направлению из Краснодара в Новороссийск и обратно, а также из Новороссийска в Сочи. Дорога на втором уровне обеспечивает движение Краснодар — Сочи, а на третьем — из Сочи в Новороссийск. «Гарантийный срок службы развязки — почти десять лет, благодаря применению самых современных технологий дорожного строительства — это и применение дисперсного армирования, и асфальтобетон, в который добавляется целлюлоза, и он становится немножко другим — более вязким, более прочным. Если говорить простым языком, он становится более надежным», — отметил исполнительный директор ОАО ДСК «Автобан» Александр Ракецкий.

«Это знаковое событие, потому что эта дорога и для жизни, и для отдыха, — отметил губернатор края Вениамин Кондратьев на церемонии открытия развязки. — Теперь грузовой транспорт сможет беспрепятственно двигаться во всех трех направлениях. А жители края и всей страны смогут комфортно добираться до Черноморского побережья».

За «круглым столом» 

После открытия развязки в Краснодарском крае журналисты и представители «Автодора» отправились в Ростов-на-Дону, где прошел «круглый стол» «Внедрение инноваций — основа развития магистральных автомобильных дорог». Он был организован для действующих и потенциальных подрядчиков дорожного строительства из числа компаний малого и среднего бизнеса.

Ростовская область имеет значительный научный потенциал и давнюю историю перспективных разработок в дорожной отрасли. Базовым учреждением и научным центром был и остается Донской государственный технический университет. Еще в советское время Ростовский инженерно-строительный институт (РИСИ) начал готовить инженеров-дорожников. В 1959 году была создана первая научно-исследовательская дорожная лаборатория, преемником которой стал НИИ проблем дорожно-транспортного комплекса ДГТУ. Сотрудниками института ведутся серьезные фундаментальные исследования в области механико-математического моделирования работы дорожных конструкций. Из числа прикладных работ, проводимых институтом, следует в первую очередь отметить исследования по созданию перспективных дорожно-строительных материалов.

Не случайно двухдневная программа «круглого стола» в Ростове включила в себя такие вопросы, как специфика требований к исходным дорожно-строительным материалам с учетом действующих и новых нормативно-технических документов, применение полимерно-дисперсно-армированных асфальтобетонов, их преимущества и отличительные особенности, современные методы испытаний асфальтобетонов.

Кстати, именно специалисты Донского университета помогали в организации и отладке работы испытательного центра «ДорИнжСервис» в городе Азов, осмотр которого стал логическим завершением тура. Этот центр будет заниматься испытанием и применением новых материалов и разработок для дорожного строительства в климатических, геологических и сырьевых условиях региона.


Справочно

К 1 января 2017 года пропускная способность участка трассы М-4 «Дон» от Горячего Ключа до Джубги, запроектированного в соответствии с требованиями к дорогам категории 1-б, будет увеличена почти в два раза.


Технико-экономические параметры развязки

Категория дороги — 1-б
Расчетная скорость — 80 км/час
Строительная длина — 10,9 км
Ширина земляного полотна — 15-26,5 м
Тип дорожной одежды — капитальный
Вид покрытия — асфальтобетон
Путепроводы — 2 шт., длина — 111,46 м
Мосты — 4 шт., длина — 344,38 м
Эстакады — 1 шт., длина — 344,38 м