Живущие в сети


Как рынок недвижимости спасается от кризиса уходом в онлайн

Пока в столице действует режим строгой самоизоляции, участникам рынка недвижимости приходится буквально на лету осваивать новые способы работы. О новых возможностях и опасностях дистанционной работы по различным направлениям «Стройгазете» рассказывает Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой», председатель экспертного совета по инновациям РГУД, идеолог создания платформы Dombook.

Screenshot_1.png

Вместо опции — необходимость

Только начавшись, 2020 год поставил перед всем миром новые барьеры. Никто из нас не мог предположить, что перестраиваться на новые рельсы придется в считанные часы и дни, — однако у большинства наиболее сильных игроков уже были заготовлены стратегии по развитию основных направлений бизнеса в Интернете.

В последние 3-4 года компании из разных секторов, включая и недвижимость, инвестировали прежде всего в IT-инструменты, которые помогают управлять внутренними процессами, анализировать их, повышать эффективность, а также вкладывались в разработку продуктов, которые бы помогали клиентам максимально упростить выбор и покупку товара (в нашем случае, речь про приобретение квартиры в новостройке).

Уже тогда в России начали развиваться различные сервисы, маркетплейсы и платформы, основная цель которых — привлечь клиентов за счет максимально удобного интерфейса, быстрого отклика на запросы и широкого ассортимента товаров/услуг. Сначала появились платформы для бизнеса (Н-Маркет, bnMAP.pro), а затем и для физлиц — например, «Дом Клик». Стала активно развиваться тенденция перехода на дистанционное обслуживание — бронирование квартиры, подписание и регистрация договоров онлайн, открытие аккредитива онлайн и многое другое.

Интересно, что изначально компании разрабатывали эти инструменты прежде всего для удобства клиентов и экономии их времени. Теперь же они могут стать единственным спасением для бизнеса самих инициаторов создания платформ. Сейчас, когда в планы бизнеса вмешался не только очередной экономический кризис, но и ситуация с пандемией коронавируса и люди просто не могут выйти из дома, ранее заготовленные стратегии и уже «обкатанные» IT-инструменты способны спасти сразу несколько отраслей.

Даже события, которые, казалось, мы можем реализовать только офлайн, теперь стало реально провести на базе Интернет-платформ. Например, первая в России онлайн-выставка недвижимости, которая стартовала на платформе dombook.ru 16 апреля. Это инструмент прежде всего для риэлторов, которые могут как посмотреть и сравнить любые новостройки в Московском регионе, так и выбрать для своих клиентов квартиры с максимально привлекательными условиями — причем, и для клиента (это эксклюзивные скидки), и для себя (повышенная комиссия от застройщика). На данный момент в системе работает уже больше 110 риэлторских компаний со всей России. Застройщики же, в свою очередь, получили неограниченное пространство для экспонирования объектов и возможность собирать заявки на квартиры от покупателей из регионов.

Решительным — скидки

Провести такую выставку стало возможным еще и потому, что покупатель постепенно привыкает искать квартиры в Интернете, многие уже убедились в удобстве проведения сделок онлайн, доверие к коммуникациям с брокерами посредством интернета высокое — менеджеры проводят онлайн-консультации, презентации по видеосвязи, по электронной почте высылают договоры на ознакомление, документы подписывают с помощью ЭЦП, бронь и даже основной договор можно оплатить картой через эквайринг. Мы сейчас, то есть буквально за последние полтора месяца, пришли к тому, что 90% сделок регистрируются онлайн, бронирование и презентации перешли на дистанционное обслуживание и оплату на 100%. Все идет к тому, что и выдача ипотеки, и открытие эскроу становится возможным без посещения отделения банков.

Наиболее простые в этом отношении, конечно, сделки со 100% оплатой (без ипотеки), в которых участвует холостой покупатель. Ему не нужно проходить нотариат, не нужно одобрять ипотеку и подписывать кредитный договор, а оплатить всю сделку можно картой, после чего эти документы уходят на электронную регистрацию. Недавно у нас такая сделка прошла в поселке таунхаусов «Александрия Таун».

Меняется и наш покупатель. Конечно, многие предпочитают ждать, что все вернется и будет «как было», и можно будет подержать в руках бумажные оригиналы договоров. Но другие, для которых важно действовать в моменте, быстро и решительно выбирают сделки онлайн. При этом именно такие покупатели сейчас получают реальную денежную выгоду: дополнительные скидки на квартиры за электронную регистрацию от застройщиков, пониженную ставку по ипотеке от банка при дистанционном одобрении. Да и новая ипотечная программа, которая предполагает исторически низкую ставку 6,5% (а некоторые банки уже предложили 6%) на весь срок кредитования, — она сейчас в первую очередь востребована этими покупателями «новой волны» — кто не боится покупать квартиру онлайн и не хочет ждать лучших времен. Разрешение ЦБ не только одобрять, но и выдавать ипотеку дистанционно, тоже будет стимулировать заемщиков.

Жертвы онлайна

Однако не обойдется и без негативных последствий.

Уходя на дистанционное обслуживание, бизнес способен сэкономить значительные ресурсы, что сейчас особенно важно, ведь многие задумались о сокращении издержек и уже предприняли первые меры. Прежде всего, можно сэкономить на аренде офисных площадей — сначала уменьшить занимаемые помещения, а в будущем, возможно, отказаться от них полностью. Это будет способствовать и сокращению такой статьи, как непосредственно содержание офиса (расходы на обеспечение нужд офисных работников, клиентской вэлком-зоны, оплата офисного вай-фай и многое другое). За счет этого компании, которые могут позволить себе перевести бизнес в онлайн, могут из средств, сэкономленных на аренде, сформировать «неприкосновенный запас», который может пригодиться на еще более экстренный случай.

Конечно, эти тенденции далеко не радужные, так как вследствие этого пострадает сегмент офисов, и владельцам этой недвижимости придется искать новые ниши и форматы, чтобы выжить в новой реальности.

Однако уже становится ясно, что пандемия стала мощным катализатором окончательного перехода в «дивный новый мир» цифровой экономики, и возврата к прежним ценностям не будет. И кто знает, хорошо это или плохо? Нам остается только наблюдать, анализировать и, конечно, учиться дальше.