Великое переселение

Великое переселение

Почему московский опыт реновации невозможно тиражировать в регионах

В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках. Почему московская модель реновации не приживется далеко за МКАД, «СГ» рассказал Александр Антонов, урбанист, эксперт по территориальному планированию Союза архитекторов России.

54fc5c8d08d0db167378b4cc4c809941 (2).jpg

Во-первых, в регионах нет средств для старта реновации — в муниципальных, ни в региональных бюджетах. Придется просить федеральные средства — а это уже по определению не московская модель, Москва делает реновацию «на свои»

Во-вторых, крупные российские города — это муниципальные образования, городские округа. Москва — субъект РФ: тут в принципе правовые модели не могут быть одинаковыми.

Реновация в Москве началась без изменений в генплане — вполне в стиле этого города «с особым статусом». Нужные для быстрого запуска программы изменения в законодательстве были приняты уже в процессе. Вряд ли подобные вольности смогут себе позволить другие крупные города. Вместе с тем, для осуществления реновации в регионах однозначно понадобится менять законодательство — и не на ходу, а серьезно и вдумчиво.

Кстати, о крупных городах: Марат Хуснуллин упоминал, что всероссийскую реновацию стоит начинать с городов-миллионников — хотелось бы услышать хоть какое-то обоснование именно такому подходу.

И еще один экономический аспект. Московская реновация предполагает, что более 50% (а на самом деле — значительно больше половины) от всех квартир в домах по реновации пойдет на рынок в свободную продажу. Москва строит очень мало коммерческого жилья: не более 0,25 кв. метра на человека. А спрос на покупку жилья в столице — всероссийский, неисчерпаемый. По сути, он ограничен только ценой. В таких условиях появление в ближайшем будущем «лишнего» миллиона кв. метров по рыночным ценам от Фонда реновации никак не будет смертельным ударом по рынку. Ну, упадет цена на 10% — столичные застройщики это переживут.

На рынке того же Екатеринбурга строят 0,7 кв. метра коммерческого жилья на человека в год. А внешний спрос невысок и будет снижаться. И вдруг по московской модели на рынок выходит дополнительных 20-30% жилья на продажу, на которые нет спроса. У местных застройщиков нет возможности «упасть» на 10% и выжить. В таких условиях очевидно, что в регионах стоит ждать сильнейшего саботажа «московской модели» реновации со стороны коммерческих застройщиков.

Хорошим социальным проектом реновации устаревшего жилфонда в регионах может быть вариант «один в один», когда на месте снесенного двухэтажного барака строится дом в три-четыре этажа, с количеством квартир +5-10% к тому, что было. Но где же взять денег на такую модель? В целом — безусловно, хорошо, что в стране задумались о реновации. Но для реализации подобных программ необходимо менять законодательство — переориентировать генпланы с новой застройки свободных территорий, как это есть сейчас, на реконструкцию городского фонда.

Подытожим. Реновация в России не может проходить по модели финансирования за счет приезжих — если мы только не хотим, чтобы ее оплатили мигранты из соседних стран. Реновация в России не может проходить по московской модели. Надо хорошо подсчитать, каким городам нужно жилья и сколько; какое жилье надо менять в первую очередь и где. Чтобы не было необоснованных приоритетов у городов-миллионников. Ну и самое главное — реновация должна быть социальным проектом, и основным ответственным за него, на мой взгляд, должно быть социальное ведомство, тогда как строители — отвечать за реализацию.