Рынок загородного жилья Подмосковья

Рынок загородного жилья Подмосковья

Рынок загородного жилья Подмосковья

Специалисты департамента загородной недвижимости «Инком-Недвижимость» проанализировали ситуацию на вторичном рынке загородного жилья Московского региона. Несмотря на разгар высокого сезона, в сегменте преобладают сдержанные, если не пессимистичные настроения. Так, объем предложения за год уменьшился на треть, количество сделок – на 15%, почти во всех форматах отмечается отрицательная коррекция цены предложения, а доля неликвида по-прежнему достигает 80%.

Предложение: минус 33% за год

Предложение на загородной «вторичке» в настоящий момент относительно равномерно распределено между земельными участками (36%), коттеджами (32%) и дачами (28%). В меньшинстве оказались лишь блокированные дома – таунхаусы и дуплексы (суммарно 4%). Стоит заметить, что по сравнению с прошлым годом объем предложения на вторичном рынке в целом сократился на 33%. В аналитическом центре «Инком-Недвижимость» называют одну из главных причин: собственники лотов после долгих месяцев, а то и лет ожидания начали снимать свои объекты с продажи. Наблюдая непреходящее снижение покупательской активности, они не верят в скорое восстановление рынка.

Если посмотреть на метражи предлагаемых лотов, то средняя площадь коттеджа сейчас равна 184,8 кв. м, дачи – 94,4 кв. м, блокированного дома – 102,6 кв. м, участка без подряда (УБП) – 21,1 сотки.

При этом цена коттеджа составляет в среднем 11,4 млн руб., дачи – 7 млн руб., таунхауса или дуплекса – 6,2 млн руб. Средняя стоимость предложения УБП равна 0,7 млн руб. Почти во всех форматах наблюдается отрицательная ценовая динамика: так, за последний месяц коттеджи стали дешевле на 3,8%, дачи – на 11,4%, УБП – на четверть, и только ценник на блокированные дома не изменился.

«Долгое время на рынке загородной недвижимости ожидался отток клиентов с первичного во вторичный сегмент, однако в массовом порядке этого не произошло, – рассказывает руководитель аналитического центра компании Дмитрий Таганов. – Цены на “вторичке” хоть и снижаются, но все равно остаются неоправданно высокими. В такой ситуации люди более склонны занимать выжидательную позицию, к примеру, арендовать дачу или поехать на море, чем переплачивать за загородный дом».

Реализация: минус 15% сделок

За первые пять месяцев 2017 года на «вторичке» было заключено на 15% меньше сделок, чем за тот же период 2016-го. Помимо падения платежеспособного спроса тому виной продолжающееся «заболачивание» рынка неликвидным товаром: такового насчитывается до 80%.

Наибольшей популярностью у покупателей пользуются дачи – на них приходится 44% реализованного спроса. Далее следуют коттеджи (25% покупок) и участки без подряда (21% сделок). Таунхаусы и дуплексы выбирают в 10% случаев.

Любители дачного отдыха отдают предпочтение домам современной постройки по цене до 3 млн руб., покупатели коттеджей чаще останавливаются на меблированных объектах стоимостью не выше 6 млн руб., сторонники таунхаусов – на лотах с ценой до 5 млн руб. Те, кто покупает земельные участки, делают выбор в пользу вариантов с коммуникациями и ценником до 1,5 млн руб., игнорируя низкокачественные лоты по бросовым ценам.

Средний срок экспозиции объекта на вторичном рынке сейчас составляет 4-6 месяцев, однако для лотов с низкими качественными характеристиками он может увеличиваться до нескольких лет. Хорошим показателем считается, если недвижимость продается в течение 3-4 месяцев.

При этом в большинстве сделок по-прежнему присутствует торг. В экономклассе можно рассчитывать на скидку 10-15%, в «бизнесе» – 15-25%, а на некоторые лоты премиального сегмента дисконт может достигать 30-40%. Примечательно, что размер скидок возрос за год почти в два раза, однако в условиях тотальной переоцененности представленных на вторичном рынке объектов даже такая мера не всегда оказывается эффективной.

«Мы наблюдаем, как на “загородке” развивается “синдром разочарованного продавца” – понятие, которое было введено нами на городском вторичном рынке, – подводит итог Дмитрий Таганов. – Люди выставляют свои объекты по завышенной стоимости, отсутствие просмотров заставляет их немного уменьшить ценник, но это тоже не является гарантией успеха. В итоге лот либо приобретается с большой скидкой, либо, что более вероятно, снимается с продажи».