Галина ХОВАНСКАЯ, председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
В этом году исполняется 15 лет с момента принятия Жилищного кодекса РФ. В свое время этот законодательный акт являлся передовым документом, способствовавшим глубокому реформированию жилищной сферы. Однако жизнь не стоит на месте, и нормативная база нуждается в постоянном совершенствовании: принимаются новые законы, вносятся изменения в существующие. Эта законотворческая работа является главным направлением в деятельности Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, при этом в центре нашего внимания всегда находится защита прав граждан и создание условий для эффективного развития жилищного фонда.
Не коммерцией единой
Не секрет, что за прошедшие годы основная часть жилищного фонда перешла в частную собственность, предоставление жилых помещений по договору социального найма перестало быть основной формой жилищного обеспечения граждан. Это породило проблему для граждан с невысокими доходами. Формально их нельзя отнести к малоимущим, но и средств, достаточных для самостоятельного решения своего жилищного вопроса, они не имеют.
Изменения, внесенные в ЖК в 2014 году, дали возможность этой категории граждан получить жилое помещение в наемных домах. У публичной власти возникло право создавать жилищный фонд на условиях «некоммерческого найма». Однако пока эта практика не получила широкого распространения, на сегодняшний день насчитывается всего около полутора десятков наемных домов, в которых жилые помещения предоставляются на условиях «некоммерческого найма». Напомню, что Президент РФ поручил Правительству РФ в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» разработать механизм обеспечения жильем граждан, имеющих невысокий уровень доходов.
Но такой жилищный фонд не может развиваться без господдержки, нужна заинтересованность публичной власти на всех уровнях. Поэтому мы считаем, что необходимо разработать специальную программу, проработать с Минфином вопрос снижения налоговой нагрузки и создания других экономических стимулов для застройщиков наемных домов. Этот вопрос, без сомнения, будет оставаться в повестке дня нашего Комитета.
Открыто на учет
Много внимания в настоящее время мы уделяем вопросу восстановления системы государственного учета жилищного фонда. Такой учет является основой для выработки и реализации решений в рамках нацпроектов, федеральных и региональных госпрограмм переселения из аварийного жилфонда, строительства и капремонта ОДИ и др.
С появлением института государственного кадастрового учета система технического учета фактически перестала действовать. Тем самым была допущена серьезная ошибка, приведшая в ряде регионов к утрате информации о состоянии жилищного фонда.
Для сохранения и совершенствования системы организации технического учета и технической инвентаризации жилфонда Госдумой в июле 2017 года был принят в первом чтении проект соответствующего федерального закона. Однако его подготовка ко второму чтению в настоящее время осложняется позицией Правительства РФ, предлагающего заменить технический учет и техническую инвентаризацию формированием электронных паспортов многоквартирных домов. Обязанность формировать эти паспорта предлагается возложить на лиц, осуществляющих управление МКД. Это, по нашему мнению, будет иметь негативные последствия, в частности, снижение уровня безопасности из-за отсутствия достоверных данных о домах и помещениях в них, составление некорректных планов текущего и капитального ремонта и др. Существующая система технического учета жилищного фонда показала свою эффективность и должна быть сохранена.
Помочь сиротам
Особую нашу тревогу вызывает ситуация с жилищным обеспечением детей-сирот, их сегодня в очереди на жилье более 280 тыс. По оценке Счетной палаты Российской Федерации, для того, чтобы обеспечить жилыми помещениями всех детей-сирот, требуется почти 264,5 млрд рублей. Если же объем финансирования сохранится на уровне 2019 года (39,2 млрд рублей), то для полного погашения задолженности перед сиротами потребуется 6-7 лет.
Но все это время детям надо где-то жить, поэтому депутатами подготовлен и внесен на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона, согласно которому, по аналогии с ранее существовавшей проблемой «бесквартирных» военнослужащих, в случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда органам исполнительной власти субъектов Федерации предоставляется возможность направлять бюджетные средства на обеспечение временного проживания детей-сирот в благоустроенных жилых помещениях или компенсировать им расходы за наем благоустроенных жилых помещений до наступления момента их обеспечения жилыми помещениями для постоянного проживания. Предложенная мера социальной поддержки детей-сирот будет способствовать адаптации их к новым условиям жизни и повышению государственных гарантий защиты их жилищных прав.
Наши планы
Осенняя сессия обещает быть очень насыщенной. В частности, на рассмотрении нашего Комитета находится 70 проектов федеральных законов, направленных на регулирование вопросов в жилищной и жилищно-коммунальной сферах, 10 из которых уже приняты в первом чтении.
Особое внимание будет уделено защите прав собственников помещений в МКД при образовании земельных участков под ними, соблюдению конституционного права на получение равноценного возмещения в случае изъятия жилого помещения у собственника для государственных и муниципальных нужд.
Предлагается запретить образование земельного участка, на котором расположен МКД, по границе (контуру) самого дома, то есть без учета территории, необходимой для обслуживания дома и иных объектов, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно позиции, изложенной в постановлении пленума Верховного суда и пленума ВАС от 29 апреля 2010 года, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», публичная власть не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Кроме того:
Пандемия коронавируса и связанные с нею ограничительные меры негативно сказались на финансовом положении многих россиян. Для поддержки граждан были приняты меры, предусматривавшие временную отмену начисления пеней и штрафов за неоплату жилищно-коммунальных услуг. Однако рост задолженности граждан перед поставщиками услуг приводит к существенному недофинансированию отрасли. Мы считаем, что адресная поддержка граждан потребует меньшего бюджетного финансирования, нежели покрытие убытков поставщиков ЖКУ, поэтому следует усилить меры, направленные на предоставление такой помощи. Усиление адресного характера социальной помощи является, на наш взгляд, одной из самых актуальных задач. Мы предлагаем снизить максимально допустимую долю расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи до 15%.
Номер публикации: №34 28.08..2020