На пути к выздоровлению

На пути к выздоровлению

Кризис породил немало проблем, но и открыл новые возможности для развития строительства

Начало работы нового состава правительства пришлось на непростой период распространения коронавируса и последующего экономического кризиса. Всем, включая строителей, пришлось перестраиваться для работы в новых условиях. На первый план выдвинулась задача разработки национального плана действий по восстановлению экономики — из пятисот включенных в него мероприятий сто семьдесят два так или иначе касались строительства. Однако кризис принес с собой не только негатив, он заставил энергично взяться за решение накопившихся в отрасли проблем. О том, что было сделано для поддержки строительства и что еще предстоит сделать, в интервью «Стройгазете» рассказал заместитель председателя правительства РФ Марат ХУСНУЛЛИН.

Screenshot_1.png

«СГ»: Марат Шакирзянович, как бы вы оценили первые полгода своей работы в правительстве? Что удалось сделать?

Марат Хуснуллин: Весь объем проделанной работы я бы разделил на три большие блока. Первое, что нам пришлось сделать, это антикризисный план. Ключевой мерой поддержки жилищного строительства стало снижение ипотечной ставки до рекордных 6,5%, что привлекло в экономику 270 млрд рублей. Уже более 100 тысяч человек воспользовались льготной ипотекой. Также мы предложили меры по снижению кредитной нагрузки на застройщиков. 30 млрд рублей было дополнительно выделено на решение проблем обманутых дольщиков. Второй блок, за который пришлось взяться всерьез, — нормативно-градостроительный. Поскольку я давно работаю в строительстве, то хорошо понимаю, сколько существует на сегодняшний день ограничений. Сегодня больше половины времени уходит на согласование бумаг, а не на само строительство.

Мы поставили задачу — сократить инвестиционно-строительный цикл минимум на один год, приняли девять федеральных законов, включающих в себя пятьдесят поправок, выпустили 150 нормативных актов. Третий блок — региональная политика. Она тоже напрямую связана с антикризисными мерами. 200 млрд рублей мы выделили регионам на выравнивание бюджета, утвердили десять программ для регионов со слабой социально-экономической обстановкой. Кроме того, тем регионам, которые решают поставленные задачи с опережением, мы выделяем дополнительные средства за счет будущих периодов, всего на такого рода поддержку выделено 100 млрд рублей.

«СГ»: Благодаря мерам поддержки, принятым правительством, глубокого кризиса в жилищном строительстве удалось избежать, но отрасль все-таки серьезно потрепало. Как это скажется на реализации национального проекта «Жилье и городская среда»?

М.Х.: На данный момент правительство не планирует вносить изменения в целевые показатели национального проекта «Жилье и городская среда». Мы продолжаем ставить перед собой цель выйти на объемы жилищного строительства в 120 млн кв. метров жилья в год. По строительству жилья на душу населения страна ориентируется на 0,82 кв. метра на человека в год. Однако сроки достижения этих показателей могут сдвигаться.

«Жилищное строительство — самая значительная часть строительной отрасли страны, ежегодно в эту сферу инвестируется 5 трлн рублей».

«СГ»: Одно из направлений, на котором дела обстоят неплохо, — расселение аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 года. Вы говорили, что программу по «аварийке» можно будет завершить на год раньше. Эта задача сохраняется?

М.Х.: Президент дал поручение рассмотреть вопрос об ускорении расселения аварийного жилья, и правительство рассматривает варианты, как в этом году построить больше домов, чтобы быстрее переселить людей. Мы внесли предложение выполнить пятилетнюю программу за четыре года и подробно обсудили возможности финансирования. Правительство будет переносить заложенные на 2023-2024 годы средства на более ранние сроки. Так что задачу мы сохраняем, потому что с каждым годом аварийного жилья в стране становится все больше, а значит нужно работать, чтобы оперативно решать поставленные задачи.

«СГ»: Несмотря на проведенную реформу долевого строительства, многие по-прежнему опасаются покупать квартиры в новостройках. Как преодолеть предубеждение, что застройщик — это обманщик?

М.Х.: Покупка новостройки действительно считалась рискованным делом, и каждый случай появления обманутых дольщиков моментально приковывал к себе внимание. Но сейчас ситуация на российском рынке первичного жилья меняется в лучшую сторону, власти направили огромные средства на поддержку стройотрасли, создан механизм защиты и восстановления прав дольщиков. Внедрение банков в цепочку отношений «девелопер — покупатель» — это отличное решение для снижения рисков граждан, желающих приобрести жилье. Это независимая организация, которая будет контролировать исполнение застройщиком своих обязательств, а также выступит гарантом возврата вложенных средств. Да и самим застройщикам не выгодно теперь быть в «отстающих». Любая задержка сроков сдачи объекта ведет к дополнительным затратам на заработные платы строителей и генподрядчика, эксплуатационные расходы, оплату кредитной линии, а значит, прибыльность проекта из-за задержки уменьшается.

«СГ»: В одном из своих выступлений вы сказали, что ожидаете прорыва в деле решения проблем обманутых дольщиков. За счет чего может произойти рывок?

М.Х.: Решение проблемы дольщиков во многом зависит от субъектов. Необходимо, чтобы они готовили документы по проблемным домам по установленным правительством правилам. В этом случае Фонд защиты прав дольщиков сможет принять решение о достройке объекта или выплате компенсаций. Нужно сформировать реестр дольщиков, просчитать стоимость строительства. Я уже говорил о том, что Фонд готов проводить советы по домам в ежедневном режиме, и сейчас эта работа уже встает на поток. Впервые в истории РФ сформированы все механизмы для решения накопившихся проблем обманутых дольщиков. Набсовет Фонда уже принял решения по более чем 250 долгостроям. Будут восстановлены права 19 тысяч граждан. В Едином реестре проблемных объектов числятся на сегодня 3085 домов в 72 регионах. Многие субъекты активно используют свои, региональные, механизмы восстановления прав дольщиков.

В этом году нам выделили 30 млрд рублей из федерального бюджета, мы получаем деньги из региональных бюджетов, у нас есть свои средства, которые мы собрали с компенсационных фондов. В первую очередь отдаем деньги тем, кто готов достроить дома в этом году и начале следующего. В июле были приняты поправки в 218-ФЗ и 214-ФЗ и другие федеральные законы и нормативные акты, которые призваны сократить сроки процедур и облегчить рассмотрение вопросов по восстановлению прав дольщиков. Дополнительно ведется работа над порядком выплаты, по результатам которой также ожидается сокращение финансовых и временных затрат на расчеты и подготовку материалов к рассмотрению на наблюдательном совете Фонда. Совокупность этих факторов и системная совместная работа на результат должны позволить выполнить поставленные президентом и правительством планы по решению проблем дольщиков и восстановлению их прав в ближайшие годы.

«В Едином реестре проблемных объектов числятся сегодня 3085 домов в 72 регионах. Решить проблему обманутых дольщиков планируется в течение ближайших лет».

«СГ»: Вы говорили, что поддерживаете идею поэтапного раскрытия эскроу-счетов при наличии механизма, гарантирующего достройку жилья. Есть ли шанс, что механизм появится?

М.Х.: На данный момент не рассматривается возможность поэтапного раскрытия эскроу-счетов, потому что главная задача — гарантировать, что дома будут достроены. Буквально в июле вышла поправка к закону, которая позволит раскрывать счета после получения акта ввода, не дожидаясь первой регистрации права собственности на квартиру. Это сократит время ожидания средств на три месяца. Сейчас прорабатываем этот вопрос, идет обсуждение, как усовершенствовать систему, сохранив в целом систему эскроу-счетов.

«Ключевой антикризисной мерой стало снижение ипотечной ставки до рекордных 6,5%, что привлекло в экономику 270 млрд рублей».

«СГ»: В последнее время много говорится о необходимости цифровизации отрасли. Есть информация о планах реализации масштабного проекта «Цифровое строительство». Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?

М.Х.: Можно сказать, что сложившаяся в связи с пандемией ситуация изменит систему управления стройкой в России, будут внедряться новые механизмы и принципы организации работы. Необходимость оформления градостроительных документов и проведения большинства совещаний дистанционно показала целесообразность внедрения цифровых технологий. Перед нами действительно стоит важная задача — цифровизация строительной отрасли. Мы планируем перевести в электронный вид пять основных государственных услуг — разрешение на строительство, разрешение на ввод, ГПЗУ, уведомление ИЖС о начале и завершении строительства. В ближайшее время хотим завершить формирование нормативной базы для использования технологий информационного моделирования, чтобы не позднее 2021 года приступить к обязательному использованию цифровых моделей объектов в сфере госзаказа. Кстати, эта мера включена в проект национального плана восстановления экономики. В вопросах цифровизации мы будем опираться, в том числе, и на опыт передовых регионов. В Москве, например, на протяжении многих лет ведутся работы по переводу госуслуг в электронный вид. Сложившиеся условия интенсифицируют этот процесс, что будет способствовать улучшению инвестиционного климата и повышению производительности труда в отрасли.

«СГ»: Не так давно президент заявлял о необходимости убрать бюрократические рогатки на пути строителей, а вы говорили о планах перевести треть существующих ГОСТов и сводов правил в статус рекомендательных. Что делается в этом направлении?

М.Х.: Перевод трети строительных норм в разряд рекомендаций — это уже не просто план, а реальность. Глава правительства Михаил Мишустин недавно подписал соответствующее постановление. Всего у нас было 10 тысяч нормативов, около трех тысяч из них оказались лишними, дублирующими или устаревшими. За последние десятки лет технологии строительства ушли далеко вперед, а часть ГОСТов и СНиПов не обновлялась. Например, СНиП по строительным конструкциям не учитывал технологических достижений в производстве строительных материалов, достигнутых за последние десятилетия. Нынешнее сокращение количества обязательных требований — это только один из первых шагов. Мы планируем продолжить эту работу и в дальнейшем снижать нагрузку на бизнес со стороны надзорных органов. Но к этому вопросу надо подходить взвешенно. Корректировку СНиП представляется целесообразным увязать с разработкой всеобъемлющих стандартов качества по выполнению работ. Стоит привлечь профессиональное сообщество к обсуждению перечня требований, которые целесообразно перевести в разряд рекомендаций. Это поможет сделать отрасль эффективнее, сократить издержки и стимулировать рост объемов строительства. Будем смотреть дальше, какие нормы, не являющиеся необходимыми, можно сократить. Оставшиеся нормы будем дорабатывать и актуализировать, чтобы они не становились препонами для строителей. Те, кто занимается строительством, особенно производственным, понимают, что любое отклонение от нормы — это спецтехусловия стоимостью 2-3 млн рублей и со сроком разработки 2-3 месяца при удачном раскладе, что тормозит строительство.

«Сегодня больше половины времени уходит на согласование бумаг, а не на само строительство. Мы поставили задачу — сократить инвестиционно-строительный цикл минимум на один год».

«СГ»: Недавно вы возглавили набсовет ГК «Автодор». Любовь к дорожному строительству сохранилась у вас с московских времен? Есть ли шанс избавиться от одной из двух проблем России?

М.Х.: На данный момент дорожное строительство в России идет с серьезным опережением. И нет сомнений в том, что целевые показатели национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» будут достигнуты. Мы приняли решение выполнить 5-летний план за четыре года, то есть завершить запланированные проекты уже в 2023 году. С начала года привели в нормативное состояние более 9100 км дорог по всей стране, на эти цели правительство выделяет субъектам дополнительное финансирование. Могу сказать, что многие регионы перевыполнят в этом году свои планы по ремонту и строительству дорожного полотна. Сейчас большое внимание уделяется нацпроекту по комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Он призван развивать и расширять международные транзитные коридоры «Запад — Восток» и «Север — Юг», а также повысить уровень экономической связанности России. Отдельные мегапроекты я курирую лично. Например, ЦКАД и транспортный коридор «Европа — Западный Китай». Сейчас планируем ускорить строительство крупного инфраструктурного проекта — дороги «Москва — Казань», которая станет частью дороги «Европа -— Западный Китай». На реализацию проекта было официально отведено 8 лет, но мы приняли решение завершить строительство всей платной трассы за четыре года, то есть в 2024 году.


Теги: