Так, по данным СП РФ, сегодня на жилые здания и предприятия отрасли строительства и ЖКХ приходится почти четверть потребления энергоресурсов и формирования углеродного следа РФ. Между тем, проверка итогов реализации программных документов в сфере энергосбережения, действовавших в 2001-2022 годах, показывает, что обозначенные в них задачи остались на бумаге. Так, из 44 целевых индикаторов и показателей, предусмотренных госпрограммой (ГП) «Энергоэффективность и развитие энергетики» от 2013 года, не достигнуты значения 18 показателей, из 15 основных мероприятий одноименной ГП-2014 фактически финансировались и реализовывались только 8, или 53%.
При этом из-за отсутствия финансирования не реализуется единственный механизм финансовой поддержки энергоэффективного капремонта МКД — за счет средств Фонда развития территорий (ФРТ). С 2017 по 2022 годы таким образом обновлено было всего 343 дома (0,02%). В то же время, по оценкам ФРТ, расчетная экономия расходов на оплату коммунальных ресурсов в результате энергоэффективного капремонта МКД составила в среднем 20%. Это порядка 220 млн рублей в год по всем таким домам, что сопоставимо со взносами на их ремонт. Практически не строится и новое энергоэффективное жилье, что закладывает высокий уровень потребления ресурсов в МКД на многие десятилетия вперед. К примеру, в 2060 году на здания, построенные до 2000 года, придется 28% общей площади жилищного фонда страны, а на МКД, возведенные в 2001-2022 годах — еще 36%.
«Структура существующего жилья и объемы нового строительства диктуют необходимость проведения энергоэффективной модернизации многоквартирных домов и ужесточения требований к энергоэффективности строящегося жилья», — считает аудитор СП РФ Наталья Трунова. В связи с этим «счетчики» делают вывод, что необходимо реализовать комплекс мероприятий по повышению энергоэффективности МКД. Прежде всего они предлагают обозначить показатели снижения потребления энергоресурсов и выбросов парниковых газов в отношении существующей недвижимости. Во-вторых, рекомендуют предъявлять обязательные повышенные требования к энергоэффективности жилья, создаваемого с использованием мер господдержки. Также необходимо будет стимулировать застройщиков к строительству МКД с почти нулевым энергопотреблением, а для покупателей таких домов разработать соответствующие налоговые льготы или «зеленую» ипотеку. И наконец, в СП РФ настаивают на возобновлении программы финансирования энергоэффективного капремонта.
Комментируя отчет аудиторов, в Минстрое России отметили, что работа по повышению энергоэффективности жилых зданий идет. Предусмотрены внедрение автоматизированных систем управления энергопотреблением и учета ресурсов, повышение уровня технической оснащенности инженерно-технического обеспечения, а также установка узлов погодного регулирования в домах. «Внедряются и имеют высокий потенциал для дальнейшего развития различные новые технологии», — заявил министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин, назвав среди таковых солнечную энергетику, использование вторичного тепла зданий для вентиляции, ветровой энергии для покрытия части потребности зданий в электроэнергии.
Ведется и законодательная работа в этой сфере. «В нижней палате парламента сейчас находится на рассмотрении законопроект, который должен расширить практику энергосервисных контрактов», — сообщили «СГ» в Комитете по строительству и ЖКХ Госдумы РФ. Поэтому есть надежда, что ситуация будет меняться.
Наталья ТРУНОВА, аудитор СП РФ:
«Недостаточный объем открытой и доступной широкому кругу лиц информации о реальном потреблении энергии, уровне энергоэффективности и эффектах от реализации проектов по экономии энергии в МКД существенно снижает доверие к программам энергосбережения со стороны заинтересованных органов власти, инвесторов и населения»
Номер публикации: №34 15.09.2023