Деловые предложения

Деловые предложения

Законодателей просят учесть позицию профсообщества в вопросе о комплексном развитии территорий

Собственное мнение о нашумевшем «законе о всероссийской реновации» появилось и у профессионального сообщества. Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) представило Экспертному совету (ЭС) по строительству, промышленности стройматериалов и проблемам долевого строительства при Комитете Госдумы РФ по транспорту и строительству свой отзыв на проект Федерального закона № 1023225-7 о совершенствовании института комплексного развития территорий (КРТ) и механизмов расселения аварийного и ветхого жилья. Законопроект, напомним, был внесен в нижнюю палату парламента в середине сентября и вызвал бурные дискуссии. Очередное рассмотрение документа на Охотном ряду назначено на 9 ноября.

В своем письме на имя председателя ЭС профильного комитета ГД РФ, депутата Владимира Ресина президент НОСТРОЙ Антон Глушков подчеркивает, что профсообщество в целом поддерживает концепцию законодательной инициативы и полагает ее принятие своевременным и важным решением для всей стройотрасли, но имеет по тексту законопроекта ряд замечаний и предложений по его дальнейшей доработке. Остановимся подробно на тех, что касаются застройщиков.

В отзыве НОСТРОЙ, в частности, отмечается, что законопроектом вводятся отдельные положения, усложняющие реализацию проектов КРТ для девелоперов. К примеру, устанавливаются обязательные условия к наличию у застройщика опыта строительства многоквартирных домов (МКД) площадью от 5 000 кв. метров не менее, чем в течение трех лет. Более того, несоответствие застройщика данному требованию является основанием для его недопуска к участию в аукционе.

В связи с этим нацобъединение предлагает ограничить применение предлагаемых законопроектом требований к опыту застройщика просто случаями создания МКД, без детализации. При этом предлагается установить отбор инвестора для реализации проектов КРТ через конкурс, а не аукцион. А предусмотренное законопроектом требование к наличию у застройщика конкретного опыта возведения МКД домов может быть установлено в качестве одного из критериев таких конкурсов.

Идем далее. Законопроект дает возможность предоставления правообладателям объектов недвижимости, реализующим проекты КРТ, смежных земельных участков из государственной (муниципальной) собственности только для размещения объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры. Сохранение таких ограничений в финальной версии документа, как представляется НОСТРОЙ, не будет способствовать стимулированию проектов редевелопмента в границах земельных участков, принадлежащих собственникам.

Часть положений законопроекта, подчеркивают в НОСТРОЙ, порождает коллизии между Градостроительным (ГрК) и Земельным (ЗК) кодексами и снижает гарантии застройщиков в области оформления земельных отношений. Так, предлагаемыми сейчас поправками в ГрК участки, находящиеся в гос- и муниципальной собственности, будут предоставляться в аренду без проведения торгов. Тогда как в действующей редакции ЗК допускается как аренда, так и владение. Такое ограничение возможности застройщика по приобретению земельных участков в собственность необходимо снять.

Также документом устанавливается императивный запрет на уступку права аренды земельного участка, предоставленного в целях КРТ. Это, в свою очередь, не позволяет передавать права аренды на отдельные земельные участки, на которых специализированными компаниями строятся МКД.

Помимо этого, законопроектом устанавливается право властей в одностороннем порядке расторгнуть договор КРТ в случае любого, даже несущественного, нарушения инвестором условий контракта. Более того, в этом случае подлежит прекращению и право аренды земли. Данные положения, предупреждают в НОСТРОЙ, создают для застройщика значительные риски расторжения договора и утраты права аренды при возникновении любых нарушений договора, в том числе не зависящих от застройщика. Из-за этого девелоперы, например, могут не получить проектное финансирование под залог права аренды земельных участков.

Эти и многие другие доводы НОСТРОЙ аргументированно изложил на 10 листах (документ есть в распоряжении «СГ») и попросил законотворцев учесть позицию профсообщества при дальнейшей работе над законопроектом. Уточнив при этом, что рассмотрение предлагаемых поправок в нацобъединении продолжается. Проект ФЗ № 1023225-7 сейчас изучается еще Экспертным советом НОСТРОЙ по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере, в связи с чем уже озвученные предложения и замечания могут быть в дальнейшем еще дополнены.

Кстати:

Как стало известно «Стройгазете», на днях проект положительного отзыва кабмина на законопроект № 1023225-7 подготовила и правительственная Комиссия по законопроектной деятельности. «Правительство РФ поддерживает законопроект при условии учета замечаний», — говорится в документе. В частности, по мнению исполнительной власти, дополнительной проработке подлежат положения об определении границ КРТ. «В целях обеспечения учета интересов граждан и юридических лиц при реализации проектов комплексной застройки требуют уточнения критерии, которым должны соответствовать такие территории», — подчеркивается в отзыве кабмина.


Теги: