В столичном темпе: строительной сфере Москвы некогда отдыхать

В столичном темпе: строительной сфере Москвы некогда отдыхать

В столичном темпе: строительной сфере Москвы некогда отдыхать Василий Кузьмичёнок/ АГН «Москва»
Вопреки кризисным явлениям в экономике, различного рода санкциям и ограничениям, а также заявлениям бизнеса о беспрецедентном падении продаж жилья, стройотрасль столицы остается стабильной и демонстрирует очередные успехи. Мэрия Москвы не только не сворачивает стройку, но даже запускает новые программы и проекты. И все это происходит на фоне продолжающегося разворота градостроительной политики в сторону человекоцентричности и гуманизации городской среды.

Реновация

Программа реновации жилого фонда — крупнейшая в стране по вводу жилой недвижимости. Всего с момента старта программы в 2017 году построено и принято в эксплуатацию 6,1 млн кв. м жилья, при этом в 2025 году введено около 10% от общего объема — 600 тыс. «квадратов». Благодаря такому темпу реализации программы 220 тыс. человек переселены или начали переселяться в новое комфортное жилье — каждый шестидесятый житель столицы.

Успехи этой программы позволили столичным властям задуматься о ее продлении и после заявленного ранее 2032 года. «У нас глобальная стратегическая задача — работать так, чтобы жилищный фонд Москвы постоянно обновлялся. Ничего вечного нет: сначала одна серия домов может устаревать, потом другая, третья, четвертая. Поэтому, заканчивая основную программу реновации до 2032 года, мы должны создавать заделы для перехода к другим сериям домов, включая девятиэтажные дома», — поделился планами мэр Москвы Сергей Собянин.

Социальная инфраструктура

Москва демонстрирует системный подход к развитию человеческого капитала, активно наращивая объемы строительства объектов образования, здравоохранения и спорта. Сейчас в столице ведется строительство одновременно около 1,9 млн кв. м социальной инфраструктуры — это пространство, сопоставимое с небольшим городом, целиком состоящим из школ, поликлиник и спортивных центров.

Накопленные результаты впечатляют: с 2011 года введено 1 157 социальных объектов. Из них только в 2025 году уже сдано 38 объектов, что подтверждает устойчивые темпы реализации городских программ.

Создание рабочих мест и комплексное развитие территорий

Одним из главных приоритетов градостроительной и социальной политики Москвы в последние годы стало создание рабочих мест в шаговой доступности от жилья. Решению этой задачи — и в связи с этим сбалансированному развитию города — способствует механизм комплексного развития территорий (КРТ), принятый в 2020 году. Уже заключенные контракты предусматривают строительство почти 15 млн кв. м коммерческой недвижимости и создание около 350 тыс. новых высококвалифицированных рабочих мест.

Такой подход к переформатированию городских пространств способствует реализации концепции 15-минутного города, обеспечивая доступность ключевых объектов для каждого москвича. Эффект этой работы высоко оценивают все участники городского общежития — и горожане, и бизнес. «Эта концепция направлена прежде всего на снижение внутригородской маятниковой миграции, возникающей из-за ежедневных поездок горожан на работу из отдаленных районов и пригородов в центральную часть города. Жителям столицы реализация такой концепции, безусловно, приносит пользу — экономит время и силы. Бизнес также заинтересован в расширении доступа горожан к коммерческим сервисам и услугам», — отметил декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Евгений Михайленко.

Метро

Строительство метрополитена остается одним из доминантных проектов московского правительства. Учитывая его важность, в городе реализуется масштабная программа развития подземки: одновременно ведется сооружение трех новых линий — Троицкой, Рублево-Архангельской и Бирюлевской, а также станции «Достоевская» в центре. При этом надо понимать: метро — не просто транспортная система, открытие новых станций и пересадочных узлов служит катализатором всестороннего развития территорий, вокруг них формируются современные жилые районы, деловые и общественные центры, объекты социальной инфраструктуры, что, в свою очередь, создает дополнительные рабочие места. «Строительство новых линий и станций не останавливается ни на один день. Сейчас метростроевцы возводят 16 станций в разных районах столицы, а пять тоннелепроходческих комплексов одновременно прокладывают пути на двух будущих линиях — Рублево-Архангельской и Бирюлевской. Кроме того, уже в сентябре откроем для пассажиров новый участок Троицкой линии, которую запустили годом ранее», — отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.

Дороги

Другим не менее важным инструментом решения транспортных проблем мегаполиса является строительство дорог. Стоит напомнить, что за период с 2011 года в Москве создана существенная инфраструктурная база: введено в эксплуатацию 1 516 км дорог, построено 470 инженерных сооружений (мостов, тоннелей, эстакад), обустроено 343 пешеходных перехода. Специалисты и эксперты отмечают, что эти сооружения не только увеличивают пропускную способность улично-дорожной сети, но и стимулируют развитие смежных территорий, повышая их коммерческую и градостроительную ценность.

Устойчивость выбранного курса подтверждается динамикой текущего года. Так, по итогам I квартала сдано 17,5 км новых магистралей, а в планах на оставшийся период — ввод порядка 100 км дорожной инфраструктуры, что свидетельствует о сохранении высоких темпов строительства.

Среди наиболее значимых объектов, открытых в этом году, — трасса «Солнцево— Бутово—Варшавское шоссе». Ее запуск позволил разгрузить одну из ключевых автомагистралей юго-запада, оптимизировать грузопотоки и улучшить транспортную связность всего макрорайона. Еще одним проектом стало строительство транспортной развязки у станции метро «Корниловская» в Новой Москве. Такие инфраструктурные вложения создают каркас для дальнейшего экономического роста и улучшения делового климата мегаполиса.

Железнодорожный каркас

В столице осуществляется грандиозный проект по интеграции железнодорожного транспорта в единую городскую транспортную сеть. Запущенный 14 лет назад, он уже сегодня кардинально меняет логистику мегаполиса. Достаточно сказать, что за это время построено и реконструировано 392,9 км путей и 87 остановочных пунктов.

В рамках проекта отмечается стабильно высокая динамика строительства — только с начала этого года город получил два ключевых объекта. В районе ЗИЛ, например, открылся новый железнодорожный путепровод, который обеспечил надежную транспортную связку с «Московским мельничным комбинатом №3». Кроме того, запущен автодорожный тоннель под путями МЦД-4 в районе Новомещерского проезда: эта развязка разгрузила магистрали на поверхности, избавив водителей от неминуемых пробок перед железнодорожным переездом.

Архитектурные конкурсы и глас народа

Помимо масштабного строительства жилья, трансформации городской среды и развития инфраструктуры, 2025-й запомнится несколькими важными архитектурными премьерами, причем важными не только для Москвы, но и для всей страны.

В первую очередь речь идет о проекте реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского. Предложенный мэрией первый проект не вызвал одобрения горожан, и его пересмотрели. Новое здание цирка построят в Мнёвниковской пойме, а устаревший комплекс на юго-западе столицы реконструируют, приспособив под современное использование.

Аналогичная ситуация сложилась и вокруг проекта реконструкции высотки СЭВ на Новом Арбате. Лишь после голосования на платформе «Активный гражданин» было решено сохранить здание-книжку, а рядом построить новую высотную доминанту.

Идеи развития инфраструктуры и трансформации городской среды достойно продолжат концепции крупнейшего в стране музейно-депозитарного комплекса на территории административно-делового центра в Коммунарке, а также будущего национального центра «Россия» на месте морально устаревшего здания «Экспо».