Алексей Викторович, кто принимал участие в белорусских встречах, на каком уровне они прошли?
Встречи получились представительными. От нашей области помимо меня в них приняли участие руководители двух подведомственных региональному Минстрою организаций: директор ГБУ НСО «ГВЭ НСО» Алексей Свинарчук и директор ГКУ НСО «РЦМЦСР» Ксения Шрайбер. С белорусской стороны — замминистра архитектуры и строительства республики Александр Балашенко, председатель Союза строителей РБ Анатолий Ничкасов, гендиректор Республиканского унитарного предприятия «Главгосстройэкспертиза» Виктор Петруша, представители крупнейших застройщиков и ведущих проектных организаций, руководитель госзаказчика, руководство строительного блока города Минска.
Какой опыт белорусских строителей показался наиболее важным для новосибирцев?
Все встречи были конструктивны и полезны. Но, пожалуй, первое, что бросилось в глаза, — белорусам удалось сохранить крупные проектные организации (полностью государственные либо с госучастием). Мы посетили три таких организации: одну крупную, насчитывающую 680 сотрудников, и две поменьше, примерно по 300 человек. Эти компании способны быстро и профессионально выполнить любой заказ на проектирование объектов социнфраструктуры, да и практически любых других.
Они работают во всех современных программных комплексах, свободно применяют технологии информационного моделирования. У них нет такой проблемы, как у нас, когда проектировщики, получив от органов экспертизы замечания, пропадают на несколько месяцев просто потому, что эти маленькие компании постоянно перегружены и им приходится «перетягивать» друг у друга дефицитных специалистов. В итоге проектная документация государственных социальных объектов нередко по полгода «зависает», не получая положительного заключения органов экспертизы. В белорусской «Главгосстройэкспертизе» весьма удивились, узнав про такие обстоятельства в российских регионах.
А почему у нас все время возникают такие обстоятельства?
Причины разные. Одна из существенных заключается в том, что лучшие кадры у нас стабильно вытягивает Москва, поскольку там зарплаты совершенно другого уровня. В Белоруссии такого разительного отличия между доходами проектировщиков в столице и остальных регионах нет, поэтому и «зарплатная миграция» сотрудников почти отсутствует.
За соседей можно порадоваться: там есть мощные высококлассные проектные компании. Но как это поможет Новосибирской области?
Вполне конкретно. Мы договорились об участии белорусских специалистов в проектировании новосибирских объектов. Чтобы свести к минимуму «разноголосицу» в подходах к работе, применяемых в наших странах, белорусы могут зайти на субподряд к сибирским фирмам, чтобы выполнять часть проектной документации. Сейчас идет проработка технических вопросов, чтобы это сотрудничество реализовать.
Со строительством у наших соседей тоже все на пять с плюсом?
В Белоруссии довольно серьезный строительный бум. За последние годы Минск преобразился. Так, проспект Победителей и не только наполнился большим количеством новых многоэтажных зданий с качественной современной архитектурой.
Развиты и большие территории индивидуального жилищного строительства — причем они гармонично интегрированы в городскую «ткань». Это касается, в частности, транспортной доступности; от поселков ИЖС на берегу озера по проспекту можно очень быстро добраться до центра города. При этом белорусская столица — город немаленький: при относительно компактной площади 348 тыс. кв. км там проживают без малого 2 млн человек.
Роль, значимость государства в работе строителей России и Белоруссии чем-нибудь различаются?
Скажу так: государство в Белоруссии держит «вожжи строительной отрасли» в руках крепко, не выпускает. Управление капитальным строительством (УКС) Минска — очень серьезная организация. Она не только ведет строительство инфраструктурных, социальных объектов, но и влияет на застройку микрорайонов в целом, включая возведение жилищных комплексов.
В Белоруссии выделяются существенные государственные субсидии на строительство социального жилья для определенных категорий граждан, которым не купить такое жилье на свои деньги. В их числе — многодетные семьи, например. Они платят 30% от стоимости квартиры, остальное доплачивает госбюджет.
Социальное жилье хорошего качества?
Вполне. Это крупнопанельные типовые дома, но они выполнены добротно: качественное серийное строительство, современные фасады и т. п. И место расположения нормальное: хоть и не в центре, но транспортная доступность на высоком уровне.
Создается впечатление, что в белорусском строительстве полный рай.
Проблемы есть, и они у нас во многом одинаковы. Так, нормативно-законодательное регулирование очень похоже на российское. В частности, действует близкий аналог нашего 44-ФЗ «О государственной контрактной системе», и тоже к нему возникает немало вопросов при выборе подрядчиков. Как и нас, белорусов беспокоят удорожание стройматериалов, трудности, связанные с внешними санкциями, нехватка квалифицированных рабочих рук, с которой белорусы борются схожим образом — привлекая людей из ближнего зарубежья (Таджикистана, Туркменистана).
Много «варягов» у них на стройках?
В процентах не назову, но в целом большинство работающих — все-таки белорусы.
А иностранные застройщики там присутствуют?
Да. Например, мы побывали на строительстве жилого комплекса, который возводит компания из Сербии. Это целый микрорайон, большая площадка под сотню гектаров.
Наверное, при таком масштабе жилищного строительства сербы взяли на себя обязательство и «социалку» построить?
Верно. Этим управляет городское УКС. Правила такие: застройщик заходит на площадку под зафиксированный в договоре процент прибыли, доходности (например, 10%). Остальное забирает УКС, силами которого подводятся инженерные коммуникации.
В состав работ застройщика входят не только жилые дома, но и строительство большинства объектов социального назначения.
А как обстоят дела с благоустройством?
В Минске много рекреационных зон свободного доступа, пляжи буквально в центре города. Система озер реки Свислочь и другие природные водные артерии в черте города обеспечивают комфортный климатический режим. Много средств вкладывается в озеленение, и это приносит видимый результат.
Я отметил практически полное отсутствие в Минске автомобильных пробок. Город насыщен широкими дорогами с большой пропускной способностью, по 3-4 полосы в одну сторону. За счет сохраненной значительной ширины транспортных коридоров градостроителям Минска удалось избавиться от необходимости прокладывать магистральные теплотрассы и другие коммуникации под автодорожным полотном — здесь они устроены преимущественно под тротуарами и газонами. Таким образом, дороги в Минске не испещрены многочисленными «заплатками» от бесконечных ремонтов подземных коммуникаций, и в сочетании со своевременным текущим ремонтом демонстрируют стабильно высокое качество покрытия.
Все разрытия идут на тротуарах и газонах?
Да, но делается это аккуратно, все люки доступа к коммуникациям красиво оформлены и местами выглядят как произведения искусства.
А как организовано строительство крупных объектов федерального масштаба?
Как правило, под крупный объект федерального масштаба у них выпускается специальный указ президента, под особым контролем которого объект и строится. Это позволяет оперативно, невзирая на сохраняющиеся нестыковки в законодательстве, решать целый комплекс регуляторных проблем, от корректировки цены контракта до привлечения рабочей силы в нужном объеме. Результат — такие объекты строятся без задержек.
Что очень понравилось — возможность оперативной концентрации ресурсов на конкретных объектах за счет влияния именно государственной составляющей.
Помимо привлечения белорусских проектировщиков к работе над нашими проектами, какие еще есть планы сотрудничества на ближайшее будущее?
Второе направление — обеспечить взаимодействие между нашими центрами ценообразования в строительстве. Сегодня в Белоруссии применяется преимущественно ресурсный метод определения сметной стоимости. Для этого у них уже создана ресурсно-индексная база сметных цен, обеспечено ее плотное наполнение актуальной информацией.
У нас это дело до сих пор буксует, а белорусы как-то справились.
В действующем законодательстве Белоруссии закреплена ответственность поставщиков и производителей за непредоставление актуальной информации о стоимости строительных ресурсов — в этом, думаю, корень их успеха.
Мониторинг и утверждение ресурсов осуществляются Республиканским унитарным предприятием «РНТЦ по ценообразованию в строительстве», они для этого используют специальное программное обеспечение. При этом проектные организации не обязывают самостоятельно выполнять (в случае отсутствия текущих актуальных цен в базе) конъюнктурный анализ цен. Отсутствующие цены на материальные ресурсы и оборудование включаются в каталог текущих цен по запросу от проектных организаций специалистами РУП «РНТЦ по ценообразованию в строительстве».
Еще одна особенность белорусской практики ценообразования — при проверке достоверности сметной стоимости в части проверки физических объемов и видов работ РУП «Главгосстройэкспертиза» опирается на установленную норму о выборочной проверке по наиболее существенным элементам объекта.
Другое перспективное направление сотрудничества, о котором мы предварительно договорились, связано с закупками белорусских стройматериалов: там производят очень качественный кирпич, налажено производство окон, современного оконного стекла, железобетонных изделий, бетона.
Но ведь от Новосибирска до Минска — без малого 4 тыс. км. Не дороговато ли будет возить материалы?
До Новосибирска, действительно, далеко и дорого. А вот, допустим, до Беловодского района ЛНР, над которым у Новосибирской области установлено строительно-восстановительное шефство, всего километров 400. Выходит очень эффективно и по затратам, и по скорости доставки. Это особенно актуально, если учесть, что в граничащих с новыми территориями российских регионах сегодня дефицит стройматериалов, оттуда много не привезешь.
Какое общее впечатление осталось от Белоруссии?
Если совсем коротко: там тепло, душевно, и совершенно не чувствуешь себя в чужой стране, очень спокойные и открытые люди
Номер публикации: №29 02.08.2024